Человеческий мозг обрабатывает около 4 миллиардов бит информации в секунду (по большей части бессознательно) и передает информацию со скоростью 200 миль в час. Другими словами, при обработке визуальной информации, попадающей в наши глаза со скоростью 1000 кадров в секунду, наш мозг предпочитает быть несколько «ленивым». Гештальт-теория и психология зародились, когда ученые изучили это явление более глубоко, и родился руководящий принцип гештальта, согласно которому наш разум склонен воспринимать объекты как часть большего целого. Этой психологической теории почти 100 лет, но она не утратила своей актуальности и сегодня.
Любой профессиональный графический дизайнер понимает важную роль, которую психология играет во влиянии на визуальное восприятие. По этой причине многие дизайнеры применяют в своей работе открытия гештальт-психологии. Фактически, наряду с такими понятиями, как правила золотого сечения, теория цвета и негативное пространство, гештальт-принципы занимают центральное место в большинстве современных дизайнов.
Предыстория…
Гештальт — немецкое слово, переводится как «единое целое». Данный принцип был разработан немецкими психологами в 20 веке Куртом Коффкой, Максом Вертхаймером и Вольфгангом Колером. Принципы основаны на том наблюдении, что, когда люди видят дизайн или какой-либо объект, они склонны видеть его как единое целое, а не как части.
Теория гештальта описывает, как люди обычно видят объекты, группируя похожие элементы вместе и распознавая общую форму/узор, прежде чем увидеть отдельные компоненты и детали. Это естественная психологическая реакция на поиск порядка среди хаотических раздражителей.
Профессионалы в сфере дизайна быстро приняли эти принципы, и с тех пор дизайнеры широко использовали гештальт-принципы для создания дизайнов с удачно размещенными элементами, которые лучше привлекают пользователей и кажутся более связными и визуально привлекательными.
Что такое гештальт-принципы?
Гештальт-принципы — это принципы/законы человеческого восприятия, которые описывают, как люди группируют похожие элементы, распознают закономерности и упрощают сложные изображения, когда мы воспринимаем объекты.
С теорией гештальт обычно ассоциируются 10 отдельных принципов: сходство, продолжение, завершение, близость, симметрия и порядок (также называемые прэгнанц), фигура и фон. Есть и другие дополнительные, более новые принципы, иногда связанные с гештальтом, например, общая судьба.
Вот некоторые из них.
1. Сходство
Предметы, которые имеют один или несколько общих физических атрибутов — говорим ли мы о цвете, форме, размере, узоре или каком-либо другом качестве — будут рассматриваться как связанные или даже составляющие единую группу в независимости от их расстояния.
Чем больше общего у отдельных элементов, тем сильнее ощущение согласованности благодаря сходству.
2. Продолжение
Это один из наиболее часто используемых гештальт-принципов. Он часто показывает направление и движение дизайна. Когда глаз направлен на переход от одного объекта к другому, мы говорим о законе непрерывности.
Этот принцип можно использовать в веб-дизайне с линиями или стрелками, ведущими к кнопкам или контенту, и тем самым направляя внимание на то, что является наиболее важным.
3. Закрытие
Человеческий мозг может заполнить пробелы!
Закон замыкания или овеществления описывает способность нашего мозга заполнять недостающие части формы, чтобы завершить ее.
Пунктирная линия, например, все еще может образовывать для нас круг или квадрат.
Таким образом, наличие незакрытых линий не мешает нам создавать в уме знакомые формы.
Прекрасным примером этого является логотип Adidas.
Три формы маркизы образуют листья (трилистник), но очевидные сквозные штрихи плавно создают фирменные три полосы бренда Adidas.
Тем не менее, эти полосы не мешают нам видеть изображение целиком — они просто добавляют ему еще один уровень сложности.
Знаковые логотипы, такие как логотипы WWF, состоящий из группы черных фигур на белом фоне, раскрывающих знакомую форму панды. Хотя панда не является законченным образом, его достаточно, чтобы глаз завершил форму.
Один из вариантов использования закрытия — отрицательное пространство. Мы видим это в логотипах и иконографии. Это делает дизайн более читабельным или даже приятным.
4. Близость (она же группировка)
В гештальтпсихологии закон близости гласит, что объекты, расположенные близко друг к другу, воспринимаются как группа, что указывает на отношения между ними.
Близость настолько важна для нашего восприятия, что она сильнее других характеристик, таких как форма или цвет.
Хорошие примеры близости можно увидеть в веб-дизайне, когда ссылки или кнопки меню расположены близко друг к другу, так что между этими элементами создается ощущение «единства» и ясности.
5. Закон фигуры
Закон основы рисунка относится к гармоничным отношениям между фоном дизайна и передним планом.
Эти принципы гештальта гласят, что элементы визуального элемента воспринимаются либо как фигура, либо как центральная точка вашего дизайна, которая должна составлять передний план, либо как фон или фон плана.
Правильное его использование может повлиять на то, на что вы обращаете внимание и на что вы делаете фокус вашего дизайна.
Некоторые из лучших примеров закона основы фигуры — это те, в которых оба элемента дизайна что-то значат; они представляют собой ясную картину по отдельности и производят совершенно новый и поразительный эффект, если рассматривать их в целом.
Например, взгляните на этот увлекательный логотип инициативы «Надежда для африканских детей».
Что вы видите в первую очередь? Фигура Африки? Или силуэт двух человеческих персонажей, очень похожий на ребенка, смотрящего на мать?
Вместе эти два элемента дизайна создают сильную эмоцию надежды для африканских детей, отдавая должное этой инициативе. В этом сила хорошего дизайна через принципы гештальта.
6. Общая судьба
Закон общей судьбы гласит, что когда люди видят визуальные элементы, движущиеся в одном направлении, даже когда движение просто подразумевается на полностью статичной фотографии, они склонны воспринимать, что все эти элементы приводятся в движение одним и тем же стимулом.
В природе есть несколько очевидных примеров — косяки рыб и стаи птиц. Когда многие объекты движутся вместе, мы склонны игнорировать отдельные элементы и видеть только более крупное изображение того, что они формируют.
Связность элементов
Принципы, которые следуют за связностью элементов, утверждают, что люди будут следовать связям от одного изображения к другому, чтобы связать их.
Прекрасным примером этого является логотип PlayStation, который (несмотря на то, что он состоит из трех отдельных частей) представляется нам как взаимосвязанные буквы, лежащие в двух разных плоскостях, то есть вертикальной и горизонтальной.
Рисунок / Земля
Этот принцип относится к врожденной способности человека воспринимать глубину, даже если ее нет.
Логотипы часто искажены, чтобы дать им перспективу, и поэтому могут эффективно обмануть глаз, заставив его поверить в то, что они на самом деле трехмерны.
Это связано с эффектом «Рисунок / Земля», который гласит, что, когда меньший объект представлен на большом однородном фоне, мы видим, что это два объекта, один из которых находится перед другим, а не плоское изображение.
Этот эффект проявляется в логотипе Sony Walkman.
Мультистабильность
Мультистабильность — это странная способность человека воспринимать два изображения одновременно на основе неполных данных.
Это похоже на те оптические иллюзии, которые спрашивают, видите ли вы два лица или вазу, кролика или утку.
В соответствии с принципом, логотип NBC имеет ярко окрашенные элементы, расположенные в форме круга.
Но это двоякое: они не только выглядят как перья павлина (голову которого вы можете видеть в разрезе из центра), но и выглядят как солнечные лучи, когда солнце встает над их утренним шоу.
Закон симметрии
Закон симметрии предполагает, что люди склонны рассматривать объекты как симметричные формы, которые принимают форму около центра и одинаково простираются в обе стороны.
В результате дизайн с симметрией приятен для глаз и помогает создавать более сбалансированные композиции.
Заключение:
Принципы гештальта направлены на решение основных аспектов дизайна, чтобы повысить его визуальную привлекательность. Ваш дизайн должен обеспечивать идеальный баланс между удобством использования и визуальной привлекательностью. Дизайн должен быть целостным и достаточным, чтобы он обращался к человеческому разуму. Сообщение должно быть ясным. Это возможно только в том случае, если вы сможете изучить основные триггеры человеческого разума. Принципы гештальта дают вам правильные подсказки для разработки ваших дизайнов и превращения их в поистине революционные.