Эксперт Украино-Израильского Инновационного Саммита — UIIS2022.Warsaw — Президент Украинской ассоциации платежных систем (УАПС) Галина Хейло — об израильском опыте для Украины, состоянии платежных сервисов и перспективах украинских разработок в Европе.
О состоянии сферы платежных сервисов во время войны
— Война показала, что платежные сервисы в Украине очень крутые. И мы все это видим. Если бы что-то было не так, мы сразу ощутили бы это на себе. Если бы мы не смогли провести какие-то платежи, то я даже не могу представить, какой коллапс мог бы случиться. Но все системы и сервисы работают, несмотря на войну. Более того — все движется вперед.
Если помните, в начале войны все люди кинулись снимать наличку, и тут же возникло много проблем. Образовались очереди к банкоматам, которые надо пополнять. Для этого нужны инкассаторы. Но многие ушли на фронт, а инкассаторские машины отдали ЗСУ и терробороне. Тем не менее, все быстро сориентировались, включая Нацбанк — договорились с сетями ритейла, крупными супермаркетами, почтой, которым тоже надо было инкассировать деньги. Соединили эти две проблемы, и люди стали получать наличные на кассах в супермаркете. Довольно быстро все нормализовалось. А сейчас уже можно встретить и инкассаторов — девушек.
Теперь возникли проблемы со светом, пропадает связь через интернет. Но появилась новая возможность расчета — через телефон. То есть платежные сервисы снова адаптировались. И это предмет гордости. Такая быстрая адаптация говорит о том, что все внутри готово, чтобы не просто противостоять трудностям, а и двигаться вперед..
О проблемах украинских платежных сервисов
— В нашей ассоциации, в основном, финансовые компании, которые предоставляют платежные услуги. Эти компании после сплита перешли под юрисдикцию Национального банка Украины. Соответственно у всех одинаковые вопросы, связанные с нормативной базой Нацбанка.
Например, еще летом прошлого года у нас был принят закон про платежные сервисы, который вступил в силу в августе 2022 года. Мы участвовали в создании этого закона, и это было очень радостно и своевременно, потому что старая редакция бесконечно устарела. Мы из нее выросли. Но появилось много подзаконных актов, которые определяют необходимость перелицензирования рынка небанковских услуг, получения новых лицензий на осуществление платежных услуг. Тем компаниям, которые существуют совсем недавно, проще. Но у тех, кто работает давно, возникло много проблем. Надо искать или создавать документы, которые раньше не требовались, у некоторых из документов истек срок давности. А в условиях, когда идет война, не хватает сотрудников, постоянные перебои со светом — это очень сложно, учитывая жесткие сроки, в которые это должно быть сделано. Поэтому мы ведем постоянную работу и с НБУ, и с Верховной Радой, максимально стараемся решить проблемные вопросы.
Чему поучиться у Израиля
— Украина и Израиль — это два разных мира, в которых разные проблемы. Например, меня интересовал вопрос — почему при таких развитых технологиях в самом Израиле до сих пор такая бюрократия. На этот вопрос я получила ответ на саммите. Стало понятно,что их технологии нацелены, в основном, на внешний рынок, а не на внутренний.
Что касается существования в условиях постоянной террористической угрозы, систем ПВО, закрытого неба, идеологии — здесь есть чему поучиться у Израиля. Многие на саммите UIIS2022 вспоминали Голду Меир и ее идеи — в этом плане у них есть опыт, который можно и нужно перенять. Но в том, что касается технологий платежных систем — здесь уже мы можем многое передать Израилю. А также и Европу мы можем научить. Я считаю, что в Украине самые лучшие айтишники, а в Израиле технологии. Их объединение в совместные проекты могло бы дать космический результат. Мы пока в поиске идеи, но уже есть мысли в этом направлении.
Об украинских айтишниках и рынке труда в IT
— Украинский рынка труда в IT, безусловно, трансформируется сейчас. Понятно — свет, интернет — это необходимость для работы, их отсутствие значительно снижает продуктивность. Кроме того, многие айтишники ушли на фронт. При этом в Украине существует запрет на выезд мужчин, а айтишники, в основном, мужчины. Поэтому, я считаю, что проблема со специалистами в IT есть, но в основном из-за войны, а не из-за их релокации.
Что касается тех, кто все же выехал, я вижу, что, например, в Польше уже создаются IT-комьюнити. Но они пока немногочисленны — специалисты очень разные, и собрать их вместе будет сложно.
Об уровне украинских платежных сервисов
— Польский рынок платежных систем не так быстро развивается, как украинский, он гораздо более консервативный. Наши технологии и платежные сервисы опережают на годы и Польшу, и Германию. В Европе нет даже переводов с карты на карту, только на счет, при этом банки не работают в выходные дни. То есть наши технологии им объективно нужны, это очень удобно. Но готовы ли они их внедрять — вопрос.
Нам есть чему поучиться у них. Возможно, в части нормативной базы и соблюдения комплаенс процедур, в финансовом мониторинге мы могли бы что-то перенять. Но в том, что касается платежных сервисов — глубины и качества услуги, прогресса — однозначно заимствовать надо им. Кстати, в Израиле, по словам участников UIIS2022, похожая ситуация.
Даже до войны я достаточно много времени уделяла тому, что представляла Украинскую ассоциацию платежных систем за рубежом. Сейчас это в разы важнее. Я приверженец того, чтобы идти на международный рынок, презентовать себя и ту ценность, которую мы можем дать, а дать мы можем многое.