Лифт — это смонтированное в специальной шахте стационарное сооружение, предназначенное для подъема людей и/или грузов. Он сделан обычно в виде кабины с дополнительным оборудованием, которая двигается по направляющим вверх или вниз с углом наклона к вертикали 15 градусов или меньше.
Лифт — это прекрасно! Однако в мире нет ничего вечного. Система изнашивается тем быстрее, чем больше пассажиропоток, есть ли проблемы с регламентными работами, плюс всем известный «человеческий фактор». И наступает время, когда нужно производить капремонт, модернизацию или замену лифта.
Что именно выбрать, поможет решить нижеследующий текст. Пока отметим, что все виды работ можно заказать в https://lmlift.com/. Причем не только по обычному перечню, но и нестандартному, по выполнению которого компания «ЛМ Лифтмеханика» имеет более полутора десятков лет опыта. То есть по оборудованию скоростной, повышенной грузоподъемности, сделанной по индивидуальному проекту, с ограниченным приямком или верхней частью, без машинного помещения и т.п. в коммунальной, коммерческой или промышленной недвижимости. Выполняется весь комплекс работ: инжиниринг, снабжение, монтаж и сервисное обслуживание.
Государственные стандарты. Капремонт и модернизация
Требования по лифтам изложены во многих стандартах, технических условиях. В первую очередь следует отметить:
- ДСТУ ISO 4190-1-2001 Установка лифтовая (элеваторная). …
- ДСТУ 7309:2019 Установки лифтовые. … Технические условия.
- ДСТУ 9064:2020. Установки лифтовые. Требования к модернизации…
- ДСТУ EN 81-20:2015 Нормы безопасности к конструкции и эксплуатации лифтов. …
- Положение о системе ТО и ремонте лифтов… (Приказ №73 от 10.04.2000 г.).
В этих и других документах можно найти все, что касается терминологии, монтажа, безопасности, модернизации и других особенностей работы лифтов. Согласно ДСТУ 7309:2019, срок службы такого устройства составляет 25 лет, а затем его обязательно останавливают и обследуют. Возможно и раньше, по заказу владельца. По результатам проверки эксперт принимает решение относительно замены лифта, его капитального ремонта или модернизации. После капремонта срок эксплуатации продлевают на 4 года, а затем последует новое обследование.
Чем отличается капремонт от модернизации? Последняя, согласно вышеуказанному Положению, может входить в перечень капитальных работ, но не обязательно. Потому что капремонт выполняется, прежде всего, для восстановления безопасной работы лифта в соответствии с ДСТУ EN 81-20:2015, а модернизация предусматривает не только техническое соответствие устройства, но и эстетическое, когда используют современные материалы и технологии. В этом случае результат соответствует не только нормам, но и принятым в обществе представлениям о внешней привлекательности, перечне дополнительного оборудования и комфортабельности пользования.
Перед модернизацией следует обязательно заказать обследование. Поскольку она бывает:
- Полная — меняют практически все, кроме противовеса и направляющих.
- Комплексная — это почти то же самое, а также остаются рамы и другие металлические конструкции, если их пригодность подтверждена обследованием.
- Частичная — выполняют замену отдельных узлов, согласно анализу состояния оборудования.
Исходя из общих соображений, в большинстве случаев лучше провести полную или комплексную модернизацию, чем капитальный ремонт без приведения лифта в современное состояние.
Когда требуется модернизация?
Обновляют не только пассажирские лифты, но и грузовые или специальные. Модернизацию можно заказать до истечения нормированного срока, если:
- Лифт работал 10 лет или больше. Даже когда регламентные работы выполнялись по графику, все равно за это время узлы и детали изнашиваются, а кабина морально устаревает.
- Была проведена реконструкция дома или другие изменения, в результате которых увеличилось ежедневное количество пассажиров.
- За какое-то время (квартал, полгода) заметно возросло количество выходов из строя по сравнению с прошлыми годами. Это может быть не обязательно какая-нибудь неисправность. Сюда же относят плохую связь, долгое время ожидания кабины, медленное закрытие двери и т.д.
- Функционал не отвечает требованиям безопасности. Например, отсутствует кнопка связи с диспетчером.
- Нужна техническая модернизация — нет системы видеонаблюдения, желательно установить LED-освещение или поставить более информативную панель управления.
- Слишком высокий уровень шума.
- Неэстетичность кабины вследствие износа или «человеческого фактора».
Провести профессиональную оценку состояния оборудования и выполнить модернизацию можно в том случае, если налицо хотя бы один фактор из вышеперечисленных. Особенно это касается п. 2, если в результате изменений часто превышается максимальная нагрузка.
Что лучше, модернизация лифта или его замена?
На вопрос, что лучше, модернизация или замена лифта, нет однозначного ответа. Хотя в пользу первой свидетельствует, что в среднем она стоит на 40% дешевле, объем строительных работ оказывается минимальным и в случае поэтапного их выполнения можно платить частями. Есть возможность изменить технические характеристики, такие как скорость движения или грузоподъемность. При желании можно заказать индивидуальный проект, в котором учитывают требования по экономичности оборудования, адаптации для ограниченно мобильных людей, современные дизайнерские решения.
С другой стороны, рассуждая о частичной модернизации следует учитывать не только фактический срок работы, но и интенсивность пассажиропотока, которая в зданиях разного типа значительно отличается. С годами оборудование приходит в такое состояние, когда вкладывать в него деньги уже нецелесообразно. А как поставить настоящее, то оно еще и будет потреблять меньше электроэнергии. Точную стоимость модернизации может выделить только специалист после обследования лифта. Однако, если говорить только о финансах, то иногда советуют воспользоваться правилом, применяемым на рынке недвижимости. Если замена дороже модернизации на 50% или больше, лучше выбрать последнюю.