История развития способов управления охватывает времена от древности до наших дней. Управление многообразно и повсюду сопровождает человека. Но оно всегда должно основываться на принципах честности, открытости и взаимоуважения — это база.
Ответственность сопровождает каждое управленческое решение, независимо от объема проекта. Но величиной проекта прилагаются факторы, которые следует учитывать, а именно: большее количество участников команды, более масштабные бюджеты и долгосрочные планы — это нужно отслеживать на каждом этапе проекта.
Принцип управления проектами зависит от выбранной методологии и подхода (Waterfall, Agile и Scrum). Одна из сфер, для которой наша компания разрабатывает решение — банкинг. Значительная часть проектов связана с решениями для банковской сферы, поэтому на их примерах рассмотрим некоторые аспекты менеджмента.
Проекты проходят несколько этапов — от начальной инициативы до завершения, и именно на этой дистанции осуществляется вся проектная работа в плодотворном взаимодействии между заказчиком и нашей командой. На этапе подготовки к проекту мы в компании Integrity Vision прорабатываем видение, архитектуру проекта и понимаем, что нужно нашему заказчику. Все начинается с проблематики и предпосылок проекта. Далее аналитики работают с технической документацией — это основа, на которую опираются девелоперы и затем разрабатывают решения (функционал системы). В то же время руководитель проектов организует весь процесс, управляет бюджетом, ресурсами, временем в проекте и максимально эффективно взаимодействует с заказчиком.
Проектный менеджер должен иметь базовое понимание всех рабочих процессов, происходящих в команде. Хотя он не обязан обладать навыками программирования, он должен понимать, какой продукт внедряется и понимать технические аспекты. Его главная задача состоит в том, чтобы тщательно ориентироваться в бизнес-процессах и бизнес-требованиях, четко и понятно трактовать технические задачи, понимать технологии, используемые командой, устанавливать связь между заказчиком и исполнителями, обеспечивая взаимопонимание.
Среди софт-скилов проджект-менеджера важно научиться быть внимательным к деталям, иметь аналитический и креативный подход к решению проблем. Но наряду с этим уметь посмотреть на ситуацию со стороны, чтобы объективно оценить и принять оптимальное решение. Кроме того, он должен обладать высокими навыками коммуникации, ведь успех проекта зависит от способности команды работать вместе.
Как правило, в крупных корпоративных проектах на стороне клиента всегда есть команда, заинтересованные подразделения, с которыми мы сотрудничаем. Именно они затем принимают участие в тестировании наших решений и дают первый фидбек, чтобы продукт был отшлифован перед передачей в продакшн. Обратная связь необходима для максимального достижения целей, которые банк ставил перед началом проекта. Если у клиента есть свои программисты, мы работаем вместе в команде. После того как мы разрабатываем решения, клиент его проверяет, тестирует и устанавливает на свои среды. Есть еще вариант, когда мы разрабатываем продукт непосредственно на среде клиента. Все варианты индивидуальны и зависят от видения и инфраструктуры заказчика.
Важно погружаться в специфику бизнеса заказчика для понимания процессов и поиска наилучших вариантов для реализации проекта и взаимодействия
Команда должна понимать, для чего она делает проект, какую ценность он принесет заказчику, что клиент хочет получить в результате после автоматизации процессов, например, увеличение продаж или большую узнаваемость бренда. Таким образом, цель проекта должна быть ясна всем членам команды!
Соблюдение принципа win-win
Каждый проект — уникален! Различные заказчики и системы интеграции, потому и отличные решения! Для команды — это опыт. Каждый участвующий в проекте сотрудник набирается новых знаний и расширяет мировоззрение. В будущем каждому члену команды будет не страшно работать над большими проектами. Обобщая, это позволяет двигаться дальше и совершенствоваться!
Залогом успешного управления — являются налаженные коммуникационные процессы
Почему? Так как именно в коммуникациях всегда возникают недоразумения и недосказанности. Поэтому нужно сразу договариваться, как будут происходить коммуникации. Для этого необходимо в начале сотрудничества с заказчиком ответить на ряд вопросов:
- с какой регулярностью будут проходить встречи;
- какие вопросы на стороне клиента;
- кто координирует процесс с обеих сторон.
В коммуникациях нужно максимально отойти от возможности двоякой трактовки и понимания того или иного вопроса. Если каждый понимает задачу по-своему, то обычно мы не сможем получить нужный результат.
Люди — основной и важнейший фактор в проекте
Основная движущая сила — это люди. Участники проектов: члены команды (разработчики, аналитики, тестировщики и т.п.), стейкхолдеры и все заинтересованные лица со стороны заказчика. Особенно важно, чтобы сотрудники между собой общались. Кроме того, если возникают недоразумения, мы собираемся на встречи. В компании даем возможность свободно выражать свою точку зрения — поэтому команда становится очень слаженной.
Синхронизация участников команды
Сначала была пандемия COVID-19, затем развернулась полномасштабная война — все эти события вносят свои коррективы. Одна из них — это то, что мы начали работать удаленно. Проблемы со связью часто являются препятствием, которое может выбивать команду из колеи. Происходит расфокусировка, поэтому важно контролировать этот процесс. И мы достаточно быстро научились это делать, чтобы добиваться с командой эффективных результатов.
Проджект-менеджер должен следить за проблемами в ходе проекта и за скоростью выполнения задач. Обычно в проектах мы используем скрам-активности, такие как daily meetings (ежедневные короткие встречи), где проговаривается статус, после чего фокусируемся на сложностях, поиске решений и планах реализации. Если у разработчика возникают проблемы со светом, и он не успевает выполнить экстренное задание, оно передается другому девелоперу. Команда должна понимать, кто выполняет, и как эти процессы взаимодействуют внутри.
В результате, успех крупных корпоративных проектов в IT зависит от многих факторов, включая эффективное руководство, надлежащее планирование и организацию рабочих процессов, соблюдение графиков и бюджетов, а также умение управлять рисками и адаптироваться к изменениям. Ценным есть стремление к непрерывному совершенствованию и использованию передовых технологий и методик, позволяющих эффективнее управлять проектами и достигать их целей. Благодаря правильному подходу к управлению проектами в IT компании могут обеспечить свой успех и увеличить свою конкурентоспособность на рынке.