Если у вас есть большое желание заняться собственным бизнесом, и вы не равнодушны к домашним питомцам, возможность открытия зоомагазина сегодня как никогда актуальна. В пользу перспективности такого занятия свидетельствует рост спроса на зоотовары последние года. Согласно оценкам «Объединение зообизнеса Украины» темпы роста украинского рынка в 2021 г. составили ≈ 25-30% в грн, и ≈ до 15% в натуральных единицах.
Тренд гуманизации привел к тому, что питомцы становятся полноправными членами семей и украинцы готовы тратить на них стабильный бюджет, в независимо от того, что происходит вокруг.
Если говорить о минусах, то нового участника на зоорынке ожидает большая конкуренция и не только со стороны специализированных точек, но и в связи с развитием этой категории в супермаркетах и на просторах интернета. Разобраться как обозначить свое конкурентное преимущество и правильно подготовиться к открытию магазина, помогут советы от компании «Сузирья» – ведущего дистрибьютора, эксперта украинской зооиндустрии.
Начнем с самого важного, после выбора локации, – формирования ассортимента. Ведь ваши будущие покупатели очень разные, а предложить необходимый товар надо каждому.
Условно, ассортимент можно поделить на четыре крупные группы: целевая, основная, сезонная и импульсная группы.
- Целевые товары – это кормовая группа (корма для кошек, собак, птиц, грызунов), наполнители для кошачьих туалетов, противопаразитарные средства. Эти категории товаров лучше всего использовать для привлечения новых клиентов.
- Основные товары нужны для поддержания среднего чека. К ним относятся: ветеринарные препараты, товары для груминга и ухода за питомцами, оборудование для котов и собак (миски, переноски), когтеточки, места для сна, аквариумы.
- Сезонные – это одежда, товары для аквариумов и прудов, аксессуары для путешествий (поилки, охладаждающие коврики прочее).
- Импульсные товары (спрос на которые возникает спонтанно) – это лакомства, игрушки и прочие товары категории fashion.
Основным ограничением в выборе ассортимента станет площадь магазина. Зоомагазинам с площадью 20-50 м² лучше сосредоточиться на целевых категориях товаров, их должно быть не меньше 60% от общего ассортимента. Магазинам площадью 50 — 80 м² рекомендованный баланс: основных – 40%, целевых – 40%, сезонных/импульсных – 20%. В магазинах от 80 м² должно быть 60 % товаров из основной категории, т.к. это повышает экспертность магазина.
Ассортимент компании «Сузирья», благодаря своему разнообразию позволит закрыть потребности всех категорий товаров. При этом, товары из основных категорий занимают большую долю всей представленности портфеля компании, это дает прекрасную возможность выбора для магазина любого размера и специализации.
Переходим непосредственно к магазину. Лучше всего если он будет расположен «по дороге» покупателей – рядом с интенсивным пешеходным движением и транспортными развязками. Помещение должно находиться на первом этаже, иметь удобный вход. Рекомендованная доля аренды магазина не должна превышать 10 – 15% от выручки. Если доля аренды выше, то это является риском невыхода на точку безубыточности.
Займемся оформлением. Естественно, для покупателя очень важны удобство и комфорт при совершении покупки. Если он не может найти необходимый ему продукт или в магазине слишком мало места – это может вызвать раздражение. Хотим поделиться советами, основанными на нашем опыте:
- оптимальная высота пристенного стеллажа – 2,20 м. На таком стеллаже можно разместить разные POSM (ценникодержатели, воблеры) для импульсивной покупки. Сверху на него можно поставить крупногабаритный товар;
- центральный стеллаж не должен превышать 1,5 м, чтобы не создать ощущение лабиринта и сохранить эффект «просматриваемости зоомагазина»;
- проходы между стеллажами должны составлять расстояние не менее 1,2 м.
И сразу же расскажем о выкладке товара. Она позволяет управлять восприятием и поведением потенциальных покупателей.
- Товары, которые мы называли «целевыми» лучше размещать на пристенных или центральных стеллажах.
- Основные товары следует выложить на пристенных, центральных стеллажах и в прикассовой зоне.
- Место сезонных/импульсных товаров на пристенных и центральных стеллажах.
Следующий, очень важный аспект для успешной работы зоомагазина – это команда. На количество сотрудников влияет много факторов, главными из которых является площадь магазина и их посещаемость. Норма торговой площади, обслуживаемой одним продавцом, составляет 20 м². При расчете также важно учесть выходные дни, больничные и отпуска.
Продавцы должны в совершенстве знать товар, который они продают и иметь базовые знания о домашних питомцах: рекомендуемый рацион, их образ жизни, склонность к тем или иным болезням. Поэтому, обучать продавцов обязательно. Рекомендуется начинать с изучения товара, а конкретно, с самых востребованных категорий: корма, наполнители, ветеринарные препараты.
Мы понимаем, что не каждый собственник имеет необходимые возможности для обучения своего персонала, поэтому создали информационную платформу «Академия B2B Сузирья», которая, кроме видеоуроков и презентаций, содержит электронные версии POSM-материалов и предлагает онлайн-тестирования знаний. В скором времени руководители торговых точек и владельцы магазинов смогут отслеживать динамику развития своих сотрудников в рамках нашей академии.
Доходность магазина, в том числе, зависит и от лояльности постоянных клиентов, как правило, за первый год работы, точка может иметь до 40% постоянных покупателей. Чтобы ваш клиент получал ожидаемое, разработайте собственные правила обслуживания.
Стандарты обслуживания клиентов являются сводом правил, регламентирующих работу торгового персонала. Они дают четкий алгоритм работы с покупателем: от приветствия к оформлению продаж. Кроме этого, следует зафиксировать:
- как должно выглядеть рабочее место продавца;
- дресс-код для персонала;
- порядок обслуживания клиента: приветствие, консультация, прощание;
- расписаны техники продаж и способы обработки возражений;
- правила поведения в конфликтных ситуациях и другие важные моменты.
И, конечно же, искренняя любовь к домашним питомцам, желание помогать владельцу в выборе наилучших продуктов.
Открыть зоомагазин может даже начинающий предприниматель. Мы надеемся, что наш опыт поможет вам и готовы предложить свое партнёрство и экспертные консультации.