Когда бизнес растет, для команды добавляется множество новых вызовов. Особенно это актуально во время войны, когда новые задачи и проблемы возникают еще быстрее. Однако существуют пути упрощения операционной деятельности, с которыми некоторые бизнесы незнакомы, из-за чего терпят проблемы и убытки.
Европейская Ассоциация программной инженерии провела интервью с генеральным директором и основательницей украинской и польской консалтинг и аутсорс-компании InfinIT Ниной Гузей, в которой раскрыла детали аутсорс-процессов и масштабирование других рынков для IT-бизнесов.
Как отмечает Нина Гузей, из-за войны многие специалисты покинули страну, что повлекло за собой много трудностей, в частности, с финансовыми операциями, наймом работников, рутинной работой и т.д. Со всеми этими вопросами могут помочь профессиональные аутсорс-решения.
Один из аспектов, который тормозит развитие растущего бизнеса — рутинная работа. Когда компания растет, приходится уделять внимание заключению договоров, работе с документами, выплатам работникам, коммуникации с контракторами и другим задачам. Все они необходимы, однако на определенном этапе не оставляют времени для развития и масштабирования. Но эту проблему можно решить с помощью аутсорса. Отдав часть работы специализирующейся на этих задачах компании можно не только сохранить время, но и улучшить результаты ее выполнения.
Нина отмечает, что многие компании поначалу считают, что никто не справится с работой лучше собственной команды, однако такой подход препятствует действенному результату. Важно уделить внимание выбору компании, которая возьмет ответственность за операционную деятельность. Вот какие риски могут возникать при переводе операционных процессов на аутсорс:
- За хорошим предложением может скрываться ряд дополнительных затрат на: переводы средств, консалтинг, подготовку договоров и т.д.
- Риск перехвата специалистов, если аутсорсинговая компания имеет свои проекты и заказы на ИТ разработки.
- Риски некачественного рекрутинга всегда актуальны, чтобы предотвратить это нужно следить за адаптацией и мотивацией команды, а также как можно быстрее выявлять и решать проблемы. Это поможет обеспечить максимальную отдачу и наилучший результат.
Главный показатель для компании — репутация. Хорошие предложения и цены еще не гарантируют надежного сотрудничества. Следует выбирать партнеров по рекомендациям от имеющихся клиентов.
Еще одно преимущество аутсорса — готовые команды работников за границей. Как компании, так и клиенты с опаской относятся к украинским IT-специалистам. Все понимают риски сотрудничества со страной, в которой идет война, поэтому это обуславливает отток клиентов. Проблема решается путем подбора работников за границей. По данным IT-research, 85% украинских компаний продолжают рекрутинг даже в условиях войны. Однако 56% заказчиков предпочитают иностранных специалистов. Соответственно, украинские IT-эксперты уступают работникам из других стран, несмотря на конкурентные ценовые преимущества.
Основными проблемами для выезжающих за границу работников являются трудности с финансовыми операциями. В первую очередь следует отметить трудности с налоговым резидентством у других стран. Очень часто айтишники не знакомы с законами обложения за рубежом. К примеру, они могут платить налоги только в Украине, не зная, что они действуют только для Украины. Таким образом, платить налоги необходимо сразу для двух стран. При этом, например, в Польше налог для ФЛП составляет не 5%, а 15%. У многих специалистов возникают проблемы с налоговой, поэтому следует уделять внимание финансовым консультациям.
Еще одна особенность работы с украинцами — валюта, в которой работники получают плату. Заработок в гривнах составляет значительный риск из-за высокой волатильности валюты. Поэтому желательно получать оплату в долларах или евро или даже комбинировано — один месяц в гривнах, следующий в долларах или евро. Еще одно важное решение для предпринимателей — хранить средства на счете в международном банке. Но следует не забывать о декларировании доходов, чтобы не получить штраф.
Что касается самых интересных кейсов в области аутсорса, Нина отмечает, что интересные случаи InfinIT связаны с рекрутингом: например, удалось собрать мультинациональную команду за короткий срок удовлетворив требовательных заказчиков. Помимо этого случая отличился еще один кейс. Партнер компании из Израиля получил заказы на разработку продукта от украинской компании, но украинская компания хотела работать только с другой украинской компанией. Благодаря этому InfinIT получил статус официального представителя компании в Украине. Это можно считать величайшим достижением партнерства.
Итак, в условиях войны аутсорс-решения особенно актуальны для украинских IT-компаний. Они позволяют ускорить масштабирование бизнеса и поиск специалистов за рубежом, если клиенты боятся сотрудничества с находящимися в Украине работниками. Также следует отметить, что в сотрудничестве со специалистами за рубежом могут возникнуть финансовые трудности, поэтому их можно минимизировать посредством детального изучения законов других стран и качественных финансовых консультаций.