Агентство digital-маркетинга Inweb (входит в Netpeak Group) исследовало украинский рынок труда SEO-специалистов. Сколько зарабатывают, какие компетенции ценятся, где получают новые знания и с какими клиентами работают.
Опросили 214 специалистов разных уровней экспертности и из разных отраслей. Делимся результатами.
Инсайты по исследованию
- 93% респондентов используют искусственный интеллект в работе. 61% из них уверены, что это не влияет на их заработную плату.
- Менеджеры (Team Lead и Head of Department) чаще всего получают зарплату в диапазоне $2001–$3000, равно как и Senior SEO.
- В Украине 51% респондентов удовлетворены своим доходом, за рубежом — лишь 35%. Хотя у последних доход больше в 1,5 раза.
- В компаниях со штатом от 251 работника на 95% выше вероятность получить/иметь соцпакет.
Портрет респондентов
В исследовании приняли участие 214 SEO-специалистов. Больше респондентов в возрасте от 25 до 34 — 64%, большинство среди них — специалисты 30–34 лет. 83% респондентов ответили, что живут в Украине.
Доля женщин среди респондентов составила — 37%, а мужчин — 60%. 3% респондентов решили не указывать пол. Среди женщин больше специалистов уровня Junior, а среди мужчин — Senior.
Распределение по грейдам и опыту работы
29% опрошенных респондентов имеют уровень Middle. Далее по количеству ответа от Junior — 17%. Ответов от менеджеров (Team Lead и Head of Department) — 21%. Анкет специалистов уровня Senior, равно как и респондентов, которые не смогли определить свой грейд, — по 15%. Меньше всего анкет получили от Intern — 3%.
Вместе с тем у половины респондентов опыт работы более 5 лет — в основном это Senior, Team Lead и Head of Department. 18% работают в отрасли уже 3–5 года. Респондентов с опытом работы 2–3 года, равно как и тех, кто в сфере 1–2 года — по 12%.
Распределение по типу компании и форматам сотрудничества
Большинство респондентов, 55%, трудятся инхаус. 32% работают в агентствах, 14% ответили, что работают как фрилансеры с разными клиентами.
Больше всего по количеству анкет специалистов, работающих в компании со штатом 11–50 человек, — 30%. В компаниях со штатом 51-200 человек работает 24% респондентов. Меньше всего ответов от работающих на себя — 10%.
Интересно, что 14% респондентов, указавших, что работают как фрилансеры с разными клиентами, в вопросе о количестве сотрудников разделились — 69% из них указали, что работают на себя, другие — в команде до 100 человек. Можем предположить здесь несколько гипотез:
- Некоторые респонденты, работающие фрилансерами с разными клиентами, сотрудничают с другими SEO-специалистами, но не имеют общего агентства.
- Некоторые респонденты работают в агентстве, которое продвигает сайты клиентов, но дополнительно предоставляют услуги как фрилансеры без подрядчика.
Что касается формата сотрудничества, то большинство респондентов ответили, что они зарегистрированы как ФЛП — 53%. Второй по количеству анкет формат работы — личная договоренность — 22%, трудоустроены в штат 17% опрошенных, по гиг-контракту — 8%.
Зарплата украинского SEO-специалиста
Теперь рассмотрим, какая зарплата SEO-специалиста, из чего она состоит и что влияет на ее уровень.
64% специалистов зарабатывают в иностранной валюте, в основном в долларах США.
Общее распределение вознаграждения от грейда
Анализ ответов респондентов показывает плавный рост зарплаты в зависимости от грейда. За медианой Intern зарабатывает $201-$500, Junior — $501-$1000, а Middle — $1001-$1500.
Инсайт: у мужчин медиана зарплаты почти в 1,5 раза больше, чем у женщин. В основном на должностях Senior и Team Lead.
Возраст и опыт как фактор влияния на зарплату
Медиана дохода специалистов в возрасте до 34 плавно растет — чем старше, тем выше вознаграждение. Специалисты в возрасте 35-45 имеют более низкий показатель диапазона на $500 меньше, чем специалисты 30-34 лет, хотя более высокий показатель диапазона одинаков — $2000.
Учитывая ответы об опыте, медиана вознаграждения остается одинаковой для специалистов, работающих 1-3 года — $500–$1000. SEO-специалисты, работающие более 5 лет, зарабатывают $2001-$3000.
Это общее распределение зарплаты по возрастным категориям, не считая грейда. Ниже более показательно рассмотрим в разрезе грейдов.
Размер и тип компании и влияние на медиану в отношении грейдов
Для маленьких компаний (штатом до 10 работников) медиана зарплат $500–$1500, в компаниях до 250 сотрудников — $1001–$1500. Самая большая зарплата у тех, кто работает в крупных компаниях со штатом от 251 человека — $1500–$2000.
Специалисты уровня Intern и Junior больше зарабатывают в агентствах, чем в инхаусе — $501–$1000 и $1001–$1500 соответственно. Другие грейды имеют медиану выше, работая инхаусом:
- Middle — $1001–$1500;
- Senior — $2001–$3000;
- Team Lead — $2001–$3000;
- Head of Department — $2000–$4000.
Распределение зарплаты при работе с иностранными проектами или компаниями
В опросе мы уделили внимание и специалистам, работающим с разными ГЕО сайтами и иностранными компаниями. Делимся аналитикой.
Большинство респондентов работает как с украинскими ГЕО, так и с европейскими и североамериканскими ГЕО.
В то же время 72% респондентов отметили, что работают с иностранными проектами или компаниями.
Инсайт: у SEO-специалистов уровня Senior и Team Lead, работающих с иностранным рынком, медианы зарплаты больше, чем у тех, кто работает только с украинскими проектами. Senior имеют нижний показатель медианы больше на $500, а Team Lead — на $1000. Для других уровней медианы вознаграждения одинаковы.
Искусственный интеллект в работе SEO-специалиста
93% используют искусственный интеллект в работе.
Респонденты чаще всего отметили, что используют ИИ для:
- генерации текстов;
- автоматизация рутинных задач;
- анализа;
- генераций идей и гипотез.
В то же время, 61% из них уверены, что это не влияет на их заработную плату.
7% респондентов, пока не использующих ИИ, среди причин отметили:
- в поисковике быстрее найти более точную и корректную информацию;
- надежнее самостоятельно;
- формат работы не требует использования генерации текстов;
- ИИ не закрывает такие задачи, как работа со стратегиями, планами, взаимодействие с клиентами и командой.
Также 98% респондентов ответили, что работают с ChatGPT. Еще меньше респонденты употребляют такие инструменты как Bing (Copilot), Claude, Jasper.
Какие инструменты используют SEO-специалисты
Больше всего SEO-специалисты используют в работе Ahrefs — 92% и Screaming Frog — более 80%. Далее — Serpstat, Similarweb — 49% и 39% соответственно. Также респонденты отмечали Netpeak Spider и Netpeak Cheaker — 21 и 18% соответственно.
Знание большого количества инструментов не влияет на доход, главное хорошо уметь пользоваться базовыми, как показало исследование, это Ahrefs, Screaming Frog, Serpstat, Similarweb, Netpeak Spider, Netpeak Checker.
Знание английского языка как фактор влияния на зарплату
Чаще респонденты указывали уровень Intermediate — 32% и Upper-intermediate — 28%.
Медиана вознаграждения плавно растет с уровнем знания английского языка. Так, например, специалисты, знающие английский на уровне B1, имеют медиану $1001–$1500, а B2 — $1500–$3000.
Знание английского позволяет работать с зарубежными проектами, где платят больше. Высокий уровень знания позволяет общаться с клиентом, качественно выделяющим специалиста.
В вопросе об использовании разных языков в работе, специалисты чаще всего указывали украинский и английский, последний даже больше. Также 46% ответили, что используют русский язык.
Это может быть связано с тем, что многие украинские сайты до сих пор адаптируют под русскоязычные поисковые запросы. Так, по сравнению поискового запроса «купить» и «купити» — русскоязычный все еще популярнее украиноязычного, хотя и постепенно теряет позиции.
Кроме того, часть специалистов работает с клиентами из Казахстана, где распространен русский язык. Также предполагаем, что отдельные агентства и специалисты до сих работают над проектами из РФ и Беларуси.
Респонденты часто упоминают и об использовании других языков, в частности:
- испанский — 20%;
- польский — 7%;
- немецкий — 7%;
- португальский — 5%;
- французский — 5%;
- итальянский — 4%.
Самообразование или платные курсы — влияние на зарплату
Медиана зарплат у специалистов уровня Intern, Junior и Middle одинаковы, вне зависимости от способа получения образования. Специалисты уровня Senior, которые занимались самообразованием, имеют медиану выше на $1000, чем получившие знания на платных курсах.
А вот у Team Lead — напротив, те, кто ходил на платные курсы, уже сегодня получает на $1000 больше. Head of Department имеет одинаковый более высокий показатель диапазона — $3000, в то же время более низкий показатель медианы на $1000 больше у обучающихся самостоятельно.
Наличие диплома о высшем образовании как фактор влияния на зарплату
85% респондентов имеют одно или более высших образований. При этом 89% респондентов считают, что это не влияет на уровень дохода.
Бонусная система
32% респондентов получают бонусы дополнительно к зарплате. В то же время у 17% опрошенных бонусная система существует, но они их не получают.
Специалисты, не получающие бонусы, имеют медиану зарплаты $1001–$1500. У получающих специалистов ситуация разная.
Социальный пакет как дополнительный бонус
У 67% респондентов есть социальный пакет. Медиана их зарплат примерно в два раза меньше чем тех, кто не имеет социального пакета.
Инсайт: чем больше компания, тем больше вероятность получить соцпакет. В крупных компаниях выше вероятность получить соцпакет: в компаниях со штатом от 251 вероятность более 95%.
Топ ответов по наполнению соцпакета:
64,6% — основной отпуск до 24 календарных дней;
55,3% — выходные на государственные праздники;
34,4% — больничные до 5 дней в году (без справки);
29,7% — подарки на новый год;
26% — подарки на другие праздники (день рождения, профессиональный праздник и т.п.);
25,5% — компенсация изучения английского;
22,3% — медицинское страхование (полное или частичное);
18,6% — больничные 6+ дней в году (без справки);
15,8% — психолог.
Уровень удовлетворенности своей ЗП
52% недовольны уровнем вознаграждения. Медиана дохода ответивших «нет» — $501–$1000. Интересно, что мнение по поводу медианы $1000–$1500 разделилось — 33% респондентов ответили «скорее нет», а 36% — «скорее да».
Распределение ответов по удовлетворенности вознаграждением и местонахождением респондента
В Украине 51% специалистов удовлетворены своим доходом, за границей — всего 35%. Хотя у последних доход больше в 1,5 раза. Можем предположить, что это из-за разной финансовой нагрузки. Потому что за границей продукты, услуги, аренда жилья дороже, чем в Украине.
Выводы из исследования отдельно по грейдам специалистов
Intern
Количество респондентов с грейдом Intern — 3%. Из общего числа респондентов — 2% мужчин и 4% женщин.
Большинство имеют опыт работы до 1 года — 86%. Медиана заработной платы для женщин и мужчин одинакова — $200–$500.
Основные инсайты по грейду:
- Количество инструментов, которыми владеют специалисты уровня Intern, и знание английского не влияют на их доход.
- Больше всего Intern зарабатывают в компаниях до 10 человек.
- В основном работают в агентствах.
Junior
Количество респондентов с грейдом Junior — 17%. Из общего числа респондентов — 13% мужчин и 24% женщин.
Большинство имеют опыт работы до 2 лет — 75%. Медиана заработной платы для женщин и мужчин одинакова — $500-$1000.
Основные инсайты по грейду:
- Количество инструментов, которыми владеют специалисты уровня Junior, не влияют на их доход. А знание английского дает возможность получать зарплату повыше.
- Junior предпочтительно имеют одинаковые медианы независимо от размера компании. Только в компаниях со штатом 251-500 более низкий показатель медианы опустился до $200. А в компаниях с численностью сотрудников 101-250 — верхний показатель медианы поднялся до $1500.
- В основном Junior работают в агентствах, но это не влияет на их доход.
Middle
Количество опрошенных с грейдом Middle — 29%. Из общего числа респондентов — 26% мужчин и 35% женщин.
Большинство имеют опыт работы до 5 лет — 68%. Медиана заработной платы для женщин и мужчин одинакова — $1001–$1500.
Основные инсайты по грейду:
- Количество инструментов, которыми владеют специалисты уровня Middle, могут влиять на их доход.
- Знание английского дает возможность получать зарплату выше. Для A2-B2 медиана $1001–$1500, для C1 — $1001–$2000.
- Специалисты Middle-уровня имеют одинаковые медианы независимо от размера компании.
- В основном работают инхаус, имея нижний показатель медианы на $500 выше, чем в агентстве.
Senior
Количество респондентов с грейдом Senior — 15%. Из общего числа респондентов — 18% мужчин и 8% женщин.
Большинство имеют опыт работы более 5 лет — 91%. Медиана заработной платы женщин и мужчин отличается — медиана для мужчин — $2001–$3000, у женщин нижний показатель медианы на $500 меньше.
Основные инсайты по грейду:
- Количество инструментов, которыми владеют специалисты уровня Senior, не влияют на их доход.
- Знание английского дает возможность получать зарплату выше, если специалист знает ее на уровне B1 и выше.
- Больше всего Senior зарабатывают в компаниях со штатом 251-500, медиана зарплаты для них — $3001–$4000.
- В основном работают инхаус с медианой зарплаты выше примерно в 1,5 раза по сравнению с агентством.
Team Lead
Количество опрошенных SEO Team Lead — 9%. Из общего числа респондентов — 10% мужчин и 9% женщин.
Большинство имеют опыт работы более 5 лет — 80%. Медиана заработной платы женщин и мужчин отличается — медиана для мужчин — $3001–$4000, у женщин медиана на $1000 меньше.
Основные инсайты по грейду:
- Количество инструментов, которыми владеют специалисты уровня Team Lead, могут влиять на их доход.
- Знание английского не влияет на уровень дохода специалистов этого уровня.
- Больше всего ответов от специалистов, работающих инхаус, с медианой зарплаты $2001–$3000.
Head of Department
Количество респондентов с грейдом Head of SEO Department — 11% от всех респондентов. Из общего числа респондентов — 13% мужчин и 9% женщин.
Большинство имеют опыт работы более 5 лет — 92%. Медиана заработной платы женщин и мужчин одинакова — $2001–$3000.
Основные инсайты по грейду:
- Количество инструментов, которыми владеют специалисты уровня Head of Department, могут влиять на их доход.
- Знание английского не влияет на уровень дохода специалистов этого уровня.
- Больше всего Head of SEO Department зарабатывают, работая в компаниях со штатом более 500, медиана зарплаты для них там — до $5000.
- Больше всего ответов от специалистов, работающих инхаус, там для них медиана зарплаты $2001–$3000.
Дополнительные выводы
- Большая часть респондентов не удовлетворена текущим уровнем дохода.
- У мужчин медиана зарплаты на 21% больше, чем у женщин.
- 89% респондентов считают, что высшее образование не повлияло на их доход.
- Большая часть специалистов работают как ФЛП.
- Чем больше компания, тем больше вероятность получить соцпакет.
- Количество SEO-инструментов, которые знает специалист, не влияет на его доход. Достаточно знать основные инструменты из представленных на рынке.
- Опыт работы влияет на зарплату равномерно.
- Больше всего SEO-специалисты зарабатывают в инхаусе.
В прошлом году мы провели исследование зарплат PPC- специалистов, которые дали понять актуальную ситуацию на рынке контекстной рекламы.
Исследование провело агентство digital-маркетинга Inweb, которое входит в Netpeak Group.