Фундамент любого современного банка — система скоринговой оценки заемщика. Когда клиент обращается за кредитом, служба безопасности финучреждения тщательно оценивает его кредитную историю, изучает информацию из доступных источников и пытается найти данные в общей межбанковской системе.
Но часто для определения благонадежности этого оказывается недостаточно, поскольку информация в динамичном мире быстро устаревает. И то, что еще год назад было актуальным, на момент проверки уже не соответствует действительности.
Тем не менее, есть инструменты, способные дополнить банковский скоринг и сделать его значительно точнее и результативнее.
Например, национальный телеком-оператор Украины Киевстар по номеру телефона абонента может определить вероятность возврата кредита с точностью 80% и выше. Интересно?
Стандартная модель банковского скоринга
Процедура скоринга в дословном переводе с английского означает “начисление баллов”. Человека, который обращается за необходимой суммой, оценивают по ряду критериев и выставляют по каждому из них определенную оценку. Чем выше сумма баллов, тем лучше платежеспособность у клиента.
Традиционный банковский скоринг проводится по следующему алгоритму:
- потенциальный клиент обращается в компанию и заполняет стандартную анкету, указывая личную и финансовую информацию;
- банк обрабатывает анкету и оценивает представленные данные по внутреннему алгоритму скоринга;
- если имеющихся инструментов недостаточно для однозначных выводов – в кредите либо отказывают, либо уменьшают сумму, чтобы снизить свои риски.
Отказ или уменьшение суммы означают потерю клиента, а вместе с ним и прибыли. Поэтому для создания максимально релевантной и актуальной картины, банки привлекают как можно больше технологических инструментов, которые получают, в частности, от Киевстар.
Преимущества финансового скоринга с BigData
Киевстар постоянно обрабатывает огромный массив различных данных своих абонентов . Именно на их основе компания разработала инструменты, с помощью которых проводит оперативный телекоммуникационный скоринг, гарантирующий:
- увеличение скорости рассмотрения заявок на получение кредита;
- рост числа одобренных кредитов без увеличения объема невозвратов;
- уменьшение потерь в результате невозврата займа;
- исключение кредитного мошенничества.
Телекоммуникационный скоринг Киевстар использует технологии Big Data, которые в режиме онлайн оценивают более 1000 различных поведенческих маркеров. На их основе формируется обезличенный скоринговый балл.
При этом во время расчетов работают лишь математические и предиктивные модели и все происходит в автоматизированном режиме: настроить работу по API и получать результат в любое нужное время.
Киевстар придерживается законов Украины «Об информации» и «О защите персональных данных», и не передает персональные данные абонентов третьим лицам.
Как улучшить результаты скоринга
Чтобы окончательно убедиться в отсутствии у потенциального заемщика мошеннических намерений, Киевстар предлагает улучшить результаты скоринга с помощью услуги SIM-check, смысл которой заключается в проверке IMSI, уникального идентификатора SIM-карты пользователя за последние 5 дней.
Если симку заменили в последние дни перед обращением за кредитом, риски мошенничества (или фрода) существенно возрастают.
Оплатив небольшую фиксированную сумму за проверку IMSI можно получить дополнительную уверенность в честности клиента и продолжить с ним работу.