Пандемия COVID-19 затронула и Украину, из-за чего 16 марта был введен карантин по всей стране. С последствиями столкнулся каждый: одни паникуют и запасаются вещами первой необходимости, другие выбирают маски в интернет-магазинах, которые подчеркнут их индивидуальность, третьи предпочли спасти мир, ответственно сидя на диване. Школьники и студенты радуются внеочередным каникулам или осваивают дистанционные методы обучения, а уставшие домашние питомцы уже содрогаются при слове «прогулка».
Для предпринимателей же этот период стал настоящим испытанием. В условиях карантина запрещена работа любых развлекательных и торговых заведений, кроме аптек и продуктовых. Кофейни, бары, спортзалы, магазины, салоны красоты и многие другие предприятия просто не могут предоставлять собственные услуги в привычном ритме.
В этой статье мы хотим рассказать о том, как бизнес адаптируетсяся под изменившийся условия.
Переход на торговлю онлайн
К счастью, тенденция диджитализации бизнеса затронула Украину достаточно давно. Многие торговые предприятия уже годами осваивают цифровые инструменты для электронной коммерции. Если раньше сайты и мобильные приложение выступали исключительно как полезный придаток – способ получать дополнительные продажи онлайн, то сейчас они становятся основным источником прибыли.
Благодаря работе почтового сервиса «Новая Почта», а также курьерской доставке по городам, многие торговые предприятия смогли продолжить работу в сфере онлайн. Изменения также затронули маркетинговые стратегии компаний. Офферы на сайтах предлагают дополнительные выгоды, связанные с доставкой, а рекламные кампании ориентированы на продажу товарных категорий с растущим спросом: личная гигиена, развлечения, работа дома и др.
Сеть магазинов «Спортмастер» предлагает клиентам 15% скидки на первый заказ online, а также бесплатную доставку на заказ от 990 грн.
Стоимость доставки в «Эльдорадо» до окончания карантина – 1 грн. Бренд активно рекламирует товары для комфортной работы на дому.
А вот несколько офферов на сайте компании «Цитрус». Здесь также акция на доставку, а наиболее актуальные товары: личная гигиена, гаджеты для развлечений дома и электротранспорт, как более безопасная альтернатива общественному.
Стоит отметить, что сфера online-торговли в данный момент пользуется огромным спросом. Ярким подтверждением тому, служит опыт компании Amazon. Торговая сеть расширила собственный штат на 100 тыс. новых сотрудников, для обработки online-заказов, число которых в условиях карантина выросло в разы.
Доставка и еда на вынос как способ оставаться на плаву
В Киеве уже в первый день после введения карантина число заказов еды на дом в сервисах Glovo, Menu.ua и Uber Eats выросло на 20-25%. При этом многие заведения осуществляют доставку собственными курьерами. Это свидетельствует о том, что спрос на блюда в ресторанах, кафе и пиццериях если и снизился, то не исчез полностью.
Большинство крупных брендов временно закрыли часть собственных заведений, но все же не прекращают работу полностью, предоставляя блюда на вынос и с доставкой.
Многие заведения занялись расширением собственного меню, добавляя комплексные обеды и бизнес-ланчи. Относительно невысокая стоимость позволяет увеличить число заказов, предоставляя клиентам ежедневное питание.
Отличный пример адаптации – пиццерия Mister Cat. Компания не только удачно перешла на взаимодействие с заказчиками online, но и использует доступные возможности для брендинга. Так при заказе на сумму выше 500 грн клиент получает в подарок защитную маску, выполненную в фирменном стиле бренда.
Тренировки в режиме реального времени
Сфера услуг также постепенно переходит на цифровые каналы коммуникации. Вместо живого общения с клиентами и сотрудниками предприниматели используют видеозвонки и сервисы для онлайн-конференций, наиболее популярный из которых Zoom.
Команда спортклуба Smartass смогла заранее подготовиться к условиям карантина, адаптировав большинство тренировочных программ под домашние условия. Спортивный клуб запустил программу online-тренировок, взаимодействуя с клиентами в режиме конференции.
Сами тренеры считают, что формат общения в режиме реального времени будет гораздо эффективнее, чем видеозаписи тренировок или списки упражнений.
Карантинный маркетинг
Изменилась и стратегия коммуникации с целевой аудиторией. Основную долю рекламного бюджета большинство брендов перенаправляет в интернет-маркетинг. Растет спрос на цифровые рекламные инструменты, которые приносят быстрый результат:
- поисковая реклама;
- показ объявлений в КМС и РСЯ (рекламных сетях поисковых систем);
- таргетированная реклама.
Например, вот динамика частоты запроса «контекстная реклама» по данным Google Trends за последние 3 месяца:
Используя бесплатные каналы взаимодействия с клиентами: сайт, email-рассылка, SMS, мессенджеры и соцсети, большинство компаний стараются проявить дополнительную заботу о собственных клиентах:
- успокоить;
- предоставить полезные рекомендации по предотвращению заражения;
- развлечь в условиях самоизоляции;
- просто лишний раз напомнить о том, что лучше оставаться дома.
Даже при полной заморозке деятельности предприниматели не прекращают общение с целевой аудиторией. Такой подход позволяет повысить лояльность клиентов и сохранить собственную долю рынка после окончания кризиса.