Хромакей (Кеинг, Зеленый экран, Chroma key) — это относительно простая и недорогая технология, с помощью которой даже без наличия профессиональной студии можно соединить несколько изображений в одно. Принцип несложный. Героя снимают на специально поставленном фоне, как правило зеленом или синем. А потом подключают программу и фон этот (который тоже называется хромакей) меняют на другую картинку. Например, ведущая стоит в студии и рассказывает о французской столице, а в финальной версии ролика она якобы на Елисейских полях.
Хромакей в переводе с английского — «цветовой ключ». Правильное звучание «кроумаки» в русском языке не прижилось, все говорят «хромакей» с ударением на «е». Применяется, чаще всего, в теле- и киноиндустрии для постановки нужных задних планов и организации всевозможных спецэффектов, а также блоггерами для съемок шикарного видеоконтента и т.п. Без боязни сильно ошибиться можно сказать что в настоящее время данная методика используется при создании практически всех художественных фильмов. Так что когда в кадре абориген скачет на динозавре, то без хромакея здесь точно не обошлось.
Как это работает
Главная идея — программа способна распознать хромакей. Если дать ей соответствующее задание, то она вырежет его и заменит на что-либо иное. Схематично процедура проводится так:
- В студии человек стоит перед зеленым экраном (или сидит за столом) и ведет передачу.
- Оператор снимает ведущего на камеру.
- Цифровые данные отправляется на ПК для обработки.
- Программе дается команда отыскать на кадрах фон и поставить вместо него тематическое изображение.
В итоге получается, что человек ведет передачу на городской площади (возможно, сидя за столом, смотря какой сценарий) или в лесу, на пляже, в пустыне и т.п. (нужное подчеркнуть).
Фон для производства хромакея
Цвет
Неоновый зеленый берут чаще всего по той причине, что он максимально контрастный по сравнению с прочими колерами цветовой палитры. Он чище других и его легче монтировать, а изображение на таком фоне содержит меньше шума. К тому же это далекий от природного оттенок, и он не встречается среди тонов человеческой кожи.
В принципе цвет фона может быть любым — желтым, белым, красным, черным и т.д. Смотря что написали в сценарии. В киноиндустрии обычно предпочитают зеленый, на ТВ — синий. Кроме того, зеленый лучше подходит для цифровых камер, а синий — для съемок на пленку. Красный можно использовать при работе с объектами, т.к. человеческая кожа нередко бывает с аналогичным оттенком. Белый психологически лучше воспринимается персонажем и его потом проще вырезать.
Главное требование — цвет фона не должен присутствовать в одежде актера или на важных элементах интерьера, которые не будут вырезаться впоследствии, иначе объекты начнут «светиться». Программа распознает все пиксели хромакея, где бы они ни находились, и удаляет их.
Поверхность
Есть одна причина, из-за которой снимать хромакей, хоть и не обязательно, но все-таки лучше в студии. Дело в том, что фон должен быть ровный и покрывать все, что потом придется удалить из кадра. Если за актером висит ткань со складками, то это серьезно усложняет последующий монтаж. На переходах надо сделать плавные изгибы и никаких теней по углам! Возможно, по сценарию герою придется идти по улице, тогда хромакей-плоскости не ограничиваются только задником. Потребуются две-три стены, потолок и пол. Так что ткань следует хорошо натянуть, а с поверхностей, которые окрашены специальной краской, убрать все пятна, сколы и проплешины. Надо убедиться, что отсутствуют неровности, которые способны отбрасывать тень.
Освещение
Правильное освещение является одним из ключевых и достаточно непростых моментов для создания качественного монтажа. Сначала надо настроить подсветку фона. Она должна быть мягкой и бестеневой. Для этого два софтбокса располагают под углом меньше 90о к экрану и следят за тем, чтобы освещение получилось равномерным, в том числе без накладок световых пятен. От них столько же сложностей при обработке, как и от теней.
От актера до фонового экрана должно быть расстояние не менее двух метров (еще один довод в пользу студии, где обычно нет проблем с площадью). В противном случае на значимые объекты попадет отраженный свет и зеленые оттенки появятся на коже человека, его одежде или очках, на глянцевой поверхности стола, стеклянных вазах и др., в результате чего потом придется удалять «дыры» на картинке.
Съемка
Требования к камере для хромакей: максимально доступное разрешение, насыщенная цветовая гамма и четкий фокус. Последний лучше выставлять вручную, потому что автонастройка иногда сбивается. Глубина резкости для основного объекта должна быть немного больше, чем для обычной съемки. Если фокусировка дает возможность слегка размыть фон, это хорошо. (Правда, требуется высокий профессионализм оператора). В таком случае сглаживаются неровности и упрощается обработка.
Программы для создания хромакей
Существует много программ для подготовки видеомонтажа. Среди них есть варианты для ПК и мобильных гаджетов, подходящие не только опытным пользователям, но и тем, кто только начинает пробовать свои силы. Лучшими для ПК считаются следующие.
Adobe Premiere Pro
Это одна из наиболее распространенных. Хотя интерфейс у нее непростой, зато графика и спецэффекты поразительные. Есть возможность установки плагинов, инструменты визуализации, тримминг, отслеживание действий. Подходит для Windows и Mac OS, на первый месяц дают бесплатную пробную версию.
After Effects
Похожа на предыдущую, только требует мощного ПК. С ее помощью можно создавать графические анимации, прочие возможности и тарифы аналогичны Adobe Premiere Pro. Нет русскоязычной версии.
VSDC
Это редактор для профессионалов. Тоже требуется мощный процессор, зато можно создавать ролики с разными фильтрами и множеством специальных эффектов. Интерфейс несложный, работает режим смешивания, есть дополнительный видеофон, модуль захвата экрана и другие опции. Кроме платной версии, предлагается бесплатная только с зеленым фоном и ограниченной функциональностью.
Shotcut
Бесплатная программа для новичков. Доступна на Windows, Linux, Mac OS и FreeBSD. Можно работать с фото и видео, применять спецэффекты и фильтры, накладывать отдельную видеодорожку.
OpenShot
Еще одна бесплатная программа для Windows, Mac Os и Linux. Позволяет накладывать несколько видеодорожек и применять спецэффекты.
Для мобильных гаджетов можно использовать iMovie, ChromaVid или KineMaster. Все программы бесплатные, у второй и третьей есть премиальные годовые подписки.
Хромакей — это эффективная техника, с помощью которой можно сделать реалистичное комбинированное видео без декораций и выездов на место. Однако, несмотря на то, что методика считается несложной, для получения качественного результата придется не только «выучить матчасть», но также подойти к делу со всем возможным вниманием, тщательностью и ответственностью. Здесь нет мелочей! А надо будет как следует попрактиковаться.