Бытует мнение, что начало нового бизнеса, стартап — это дело молодых. И если тебе уже далеко за 30, то в жизни уже чего мог добился, дальше просто идти по накатанному пути.
Но это скорее стереотипное мнение, которое далеко от реальности. В данной статье хочу показать примеры успешного успеха мировых и украинских компаний, возраст собственников которых на момент основания был уже достаточно зрелым.
ZARA была основана Амансио Ортега совместно с женой в возрасте 39 лет. И сейчас его состояние оценивается приблизительно в 85 млрд. долларов.
Фастфуд McDonald’s основан был простым американским коммивояжером в возрасте 53-х лет. Который только через 8 лет выкупил все права на владение сетью и франшизой.
Харланд Сандерс, основатель KFC, начал готовить блюда из курицы в 40 лет. Сейчас это вторая по торговому обороту сеть, уступающая исключительно McDonald’s.
Тим Вестергрен основал Pandora, когда ему было 35 лет. В первые два года Pandora даже обанкротилась, и Вестергрен каким-то образом убедил 50 сотрудников работать бесплатно — в течение двух лет.
Это одни из крутых примеров того, как можно начать и развивать бизнес, если действительно гореть своим делом. Да, сейчас можно услышать в оправдание, что тогда было много незанятых ниш, много возможностей и так далее… а сейчас разве, что ты программист, которому повезло попасть в Кремниевую долину или выпускник Стенфорда. Именно поэтому приведу еще несколько отечественных примеров, которые являются доказательством того, что и в Украине можно пробовать и делать.
Компания Новая Почта — на момент её основания Вячеславу Климову и Владимиру Поперешнюку было уже за 25. Первый до этого времени работал инженером-конструктором АНТК им. Антонова, у второго уже был свой маленький бизнес. Но они пошли ва-банк и, не имея ни одного транспортного средства, основали логистическую компанию. За первые две недели существования Новая почта не отправила ни одной посылки.
Сейчас это ТОПовая логистическая компания Украины.
В 2005 году семья Чечеткиных, Владислав и Ирина, рискнули всем и открыли интернет-магазин, даже не смотря на то, что в эту идею никто не верил. На то время паре уже тоже было за 25 лет. Сама идея магазина появилась за год до запуска. В прошлом году Розетке исполнилось 15 лет, и её выручка составляет 12,2 млрд гривен, это больше чем у всех ритейлеров электроники.
Как бы это не казалось необычным, но основателями крупнейшего интернет-магазина косметики в Украине оказались двое мужчин — Евгений Малев и Сергей Волобуев. На момент знакомства оба работали в “Люксоптике” наемными сотрудниками. Проект запустился в 2009 году. И уже в 2019 выручка превысила 1 млрд гривен. А также на сегодня, кроме Украины, Make Up работает и на рынке Европы, в таких странах как — Польша, Италия, Франция, Испания, Германия.
Никто не слишком молод или слишком стар, чтобы стать предпринимателем. Есть три основных фактора, которые позволяют стать отличным предпринимателем и ни одного про возраст.
Вера. У предпринимателя должен быть дух веры. Большинству людей не удается совершить скачок, потому что мы живем в мире неопределенностей, многие люди боятся, что потерпят неудачу, поэтому они предпочтут работать с другими людьми и получать свою зарплату. Предприниматель должен верить, что он должен добиться успеха, несмотря на неопределенность, и начинать с чего-то.
Решительность. Решительность — одна из важнейших черт предпринимательства. Многим предпринимателям сказали, что они не добьются успеха, прежде чем они начали, они сделали шаг веры, они продолжили, несмотря на возникшие трудности. Прежде чем добиться успеха, все предприниматели столкнулись с трудностями.
Действие. Предприниматели не просто говорят о чем-то, они это делают; у вас может быть что-то вроде отличной идеи, но за ней должны следовать действия. Вы не можете найти лучшего способа стать великим предпринимателем.
«Существует множество мифов о молодых предпринимателях, которые грезили сумасшедшими идеями, находясь в своей комнате в общежитии, собрали миллионы долларов в виде венчурного капитала и начали бизнес на миллиард долларов. Но это всего лишь исключения»,
— говорит Вивек Вадхва, вице-президент по инновациям и исследованиям в Университете сингулярности, научный сотрудник Стэнфордской школы права и директор по исследованиям Центра предпринимательства и коммерциализации исследований в Университете Дьюка в статье для PBS Newshour.
«Думайте иначе. Новые идеи не приходят от сидения на месте. Говорите с людьми, наблюдайте за миром, выберитесь из офисной клетки, задавайте вопросы и пробуйте».
© Стив Джобс, американский инженер и предприниматель, основатель Apple
Автор статьи: Елена Загладько, Co-founder и стратегический директор EJ-SPACE