Основатель и CEO маркетингового агентства Superheroes, Тарас Горбул расскажет о главных проблемах создания результативной маркетинговой команды в отрасли малого и среднего бизнеса, нюансах и основных шагах этого процесса.
Пол Джарвис в своей книге «Компания одного человека. Почему не обязательно расширять бизнес» писал:
«Умные малые предприятия подвергают сомнению свои системы, процессы и структуру, чтобы стать более эффективными и достичь большего при том же количестве сотрудников и меньшем количестве рабочих часов».
Именно поэтому для создания результативных маркетинговых кампаний не обязательно собирать большую команду и тратить огромные деньги. Для малого и среднего бизнеса это очень хорошая новость, поскольку часто их бюджет на рекламу достаточно ограничен. Уже сейчас многие предприятия при наборе специалистов ориентируются не на тех, кто «подороже», а на людей, которые умеют грамотно распределять свои силы и время.
Из практики Superheroes скажу, что уровень квалификации маркетолога, пожалуй, важнее самой стратегии продвижения. Ведь некомпетентный работник способен погубить самую перспективную рекламную кампанию, а классный специалист — поможет «вытянуть» даже откровенно слабую.
Основные проблемы малого бизнеса при сборе команды
Вы видели статистику? Около 9 из 10 стартапов терпят поражение. Среди самых распространенных причин: плохое понимание рыночного спроса — 42% и проблемы с маркетингом — 22%. Поэтому для малого бизнеса поверхностный подход к стратегии продвижения может стать роковым. Это главная проблема, на которой стоит сконцентрироваться основателю.
Чтобы создать и реализовать успешную маркетинговую кампанию, ваш специалист должен иметь представление о направлениях продвижения, уметь анализировать поведение клиентов, строить планы рекламных кампаний, работать с другими сотрудниками и т.д. Опытный маркетолог, который все это умеет, стоит дорого. Поэтому возникает еще одна проблема — отсутствие средств для найма. Конечно, руководитель может найти «бюджетного» специалиста. Но справится ли такой маркетолог со всеми обязанностями?
Решить эту задачу можно достаточно простым способом — найти опытного специалиста на неполный рабочий день. К примеру, зачем мини-пекарне с 5 кондитерами, целая команда маркетологов? Для продвижения им будет достаточно одного, даже работающего с ними полдня.
Развиваясь, бизнес получает необходимые средства для найма. Но прежде чем собирать команду, стоит глубже изучить основные роли.
Ключевые роли в команде маркетинга
- Маркетолог, руководитель. Именно он становится во главе команды и обеспечивает взаимодействие между всеми ее членами. Это специалист, который должен уметь мотивировать на результат и строить стратегии.
- Главный редактор. Отвечает за разработку контента, который проведет клиента по всей воронке продаж.
- Директор по монетизации. Зона его ответственности — увеличение прибыли, которая поступает из разных Интернет-источников и каналов.
- Контент-креатор. Его цель в команде — писать тексты, которые привлекут внимание. Хороший создатель контента знает как работают алгоритмы соцсетей и пользуется этим во благо маркетинговой кампании.
- SMM-специалист. Тот, кто из потенциальных клиентов сделает постоянных. Он будет работать над созданием комьюнити вокруг вашего бренда.
- Таргетолог. Специалист, который организует для вас эффективную рекламу в соцсетях. Отмечу, что не каждому бизнесу нужен таргетолог на постоянной основе, поэтому часто они работают на фрилансе.
- SEO-специалист. Must have для любого онлайн-бизнеса. Это именно тот человек, который «расскажет» Интернет-пользователям о вашей компании. Ориентируясь в алгоритмах поисковых систем, он подтянет ваш сайт на первую страницу выдачи.
- Аналитик. Эффективное продвижение в большинстве своем опирается на цифры, поэтому без такого специалиста не обойтись. Его главная задача — обрабатывать массивы информации, чтобы корректировать маркетинговые планы.
- Дизайнер. Поможет вашему бизнесу выглядеть более привлекательно в глазах клиента. Это креативная и творческая личность, которая умеет создать визуальные концепции исходя из целей маркетингового плана.
Для подбора эффективно работающей команды не обязательно на каждую роль искать отдельного человека. Чаще всего, особенно в небольших компаниях, один сотрудник берет на себя обязательства нескольких специалистов. Но важно помнить, что человек — это не универсальная машина, которая бесперебойно будет выполнять множество задач. Поэтому стоит разумно подходить к распределению основных ролей, и еще важней — к выбору ролей, необходимых для развития вашего бизнеса.
Как создать эффективную команду маркетологов для небольшой компании?
Я наблюдаю на рынке труда увеличение количества специалистов в разных рекламных направлениях. Мои слова подтверждает исследование проведенное LinkedIn «Меняющийся маркетинговый ландшафт». Согласно его результатам, за 2021 год маркетинговых вакансий на платформе стало больше на 63%. Среди наиболее распространенных были цифровые маркетологи, менеджеры соцсетей и маркетинговые стратеги. Таким образом, руководители компаний могут и способны найти специалиста или целую команду для бизнеса. Но для создания сильного штата маркетологов они должны следовать определенному алгоритму.
1. Определение структуры будущей команды
Для этого нужно понимать, в каких направлениях должен работать ваш маркетинговый отдел. Я выделяю три основных вектора движения:
- создание контента;
- привлечение клиентов и увеличение трафика;
- преобразование лидов в постоянных потребителей.
Исходя из этого, вам нужно ознакомиться с основными маркетинговыми ролями в каждом направлении. Четко прописанный перечень специалистов сделает ваши поиски более быстрыми результативными.
2. Составление задач и KPI для каждой должности
Это может занять некоторое время, но оно того стоит. Опишите предлагаемые вами должности, чтобы кандидаты понимали чего от них ждут. Для этого достаточно нескольких пунктов:
- Общее описание: название должности, подотчетность, отдел.
- Главные задачи и обязанности сотрудника.
- Ожидаемый KPI.
- Личные качества.
Опубликованные в таком формате вакансии, сэкономят ваше время на «отсеивание» неподходящих кандидатов.
3. Стремление к созданию постоянной команды
Для достижения прогрессивных результатов ваша маркетинговая команда должна быть сплоченной. Поэтому вам как руководителю необходимо устранить текучку кадров. Это достигается с помощью создания комфортных условий работы, дружеской корпоративной культуры и «отсеиванию» малоэффективных работников.
Воспользуйтесь простыми советами: устанавливайте реальные KPI на каждого сотрудника отдельно и системы стимулирования за их достижение. Неэффективные кадры лучше меняйте на старте работы.
Результативная команда маркетологов — это не всегда большое количество специалистов. Вы можете создать маленькую, но сильную команду благодаря правильному подходу к выбору кандидатов и грамотному распределению обязанностей. Не готовы заниматься этим самостоятельно? Отдайте маркетинг на аутсорс, как 27% компаний на рынке. Помните, маркетинг — движущая сила бизнеса.