Каждый успешный предприниматель когда-то начинал с нуля, с маленькой идеи, которая со временем стала настоящим бизнесом. На первых этапах предпринимательство особенно сложно, а упущения могут стоить дорого.
Для тех, кто только начинает свой путь в этой сфере, важно прислушиваться к советам экспертов, чтобы минимизировать риски. Юлиана Гензель, совладелица консалтингового агентства Helicopter view и бренда белья Fox Lingerie, по собственному опыту делится советами, без которых не обойтись предпринимателям на старте.
Исследование рынка
Прежде чем погрузиться в увлекательный, но сложный мир предпринимательства, нужно исследовать избранную сферу деятельности. Понимание рыночных тенденций, конкурентной ситуации и потребности потенциальных клиентов — ключ к успеху.
Исследование рынка поможет понять, есть ли запрос на ваш продукт или услугу, кто ваша целевая аудитория и чем вы можете выделиться среди конкурентов. Ниша может быть переполнена или наоборот пустовать, все это важные знания, которые помогут сбалансировать риски и принять обоснованные решения на начальном этапе.
Бизнес-план
Начинающий предприниматель в поисках информации о старте бизнеса повсюду встретит тезис «напишите бизнес-план вашего будущего предприятия». Рекомендация очень верна, потому что без него не обойтись. В бизнес-плане четко определите, чем занимается ваш бизнес, каков ваш целевой рынок, кто главные конкуренты, учтите структуру финансовой модели и риски.
Следует сразу учесть два сценария развития событий: нормальный и что все пойдет по плану, а также супер трагический. Скорее всего, результат будет где-то посередине, но стоит быть готовыми к чему-либо. Готовьтесь работать в долгую и вкладывать инвестиции в бизнес не один год. Вы только начинаете свою историю предпринимательства, поэтому это нормально, что вы не все учли или где-то ошиблись. Главное — иметь волю и ресурсы исправить ошибки и идти дальше.
Поиск соучредителя или привлечение инвестиций
Денег гораздо больше, чем возможностей, поэтому люди вкладывают их в различные инвестиционные проекты: акции, депозиты, облигации, недвижимость или просто держат наличными.
К сожалению, в бизнес-идею привлечь инвестиции очень сложно из-за больших рисков невозврата. Поэтому есть правило трех F (Friends, Family, Fools). Это те люди, которые могут проинвестировать ваш бизнес на стадии идеи. «Fools» в данном случае — люди, не имеющие опыта в инвестировании, они могут не понимать рисков, связанных с инвестициями. Не забывайте, что Facebook тоже шел по этому пути. Есть и другие способы привлечения средств: кредиты, гранты, краудфандинг.
Консультации
Вы хотите открыть кофейню, при этом у вас есть 10 000$ на все. Возьмите две консультации у разных экспертов в этой нише по 200-500$, это сэкономит кучу времени, денег и возможностей. Риск вложить деньги неверно просто колоссальный, особенно для начинающих. Перед консультацией с экспертом составьте список вопросов, почитайте о пути человека, если он активно ведет соцсети или давал интервью. Иногда этого может быть достаточно, но на личных консультациях можно узнать больше о закулисье и получить инсайдерскую информацию.
К услугам консалтеров следует обращаться не только в начале, но и в течение развития бизнеса, когда возникнут проблемы с масштабированием или, наоборот, уменьшением доходов.
Работа 24/7
Если на собеседовании в компанию ее владелец или рекрутер будет говорить фразы о работе 24/7, это огромный красный флажок и повод задуматься, нужна ли вам такая работа. Но собственное дело — другая история.
Бизнес — это не кнопка «деньги», а стиль жизни. Успешными становятся только те начинающие, которые работают больше и эффективнее конкурентов. Только потом и упорным трудом можно компенсировать свои ошибки и получить опыт, но вы полюбите этот темп.
90% стартапов закрываются и это нормальный процесс, потому что невозможно учесть все нюансы ведения бизнеса наперед. Многому придется научиться уже на практике и набить шишек самостоятельно. Но для начала эти советы помогут понять масштабы, кого-то вдохновят, а кому-то покажут, что все-таки предпринимательство не их путь.
Автор статьи: Юлиана Гензель, предприниматель и основательница бренда Fox Lingerie.