Ни один бизнес не обречен на успех. Тем более бизнес молодой, развивающийся в перспективной, малоизученной технологической отрасли. Тем более что проект в сфере криптовалют. Например, знаете ли вы, что более 58% всех запущенных с 2014 года криптопроектов, а это около 14 000 продуктов и сервисов, прекратили свое существование? В то же время большая часть (40% из них) была запущена в период роста рынка 2021 – времени, когда проекты росли как на дрожжах и стремительно расширялись.
Приветствую! Я Вадим Груша, CEO Trustee Plus. В этой статье, я хотел бы дать вам три вредных маркетинговых совета на старте проекта. Строго соблюдайте их для успеха уже завтра!
Вредный совет #1: Прочь настоящее, смотрите только в будущее
С 2016 по 2018 год мы с командой запускали более 20 небольших криптопроектов – от помощи в создании смарт-контрактов до технического запуска ICO токенов. Когда хайп криптовалютного бума 2017 года начал спадать, мы, с новыми знаниями и пониманием индустрии, решили направить силы на создание продукта, которого, по нашему мнению, не хватало на рынке – удобного интерфейса для управления базовыми вещами: безопасно хранить, отправлять, покупать криптовалюту с карты.
Этим проектом стал Trustee Wallet – кошелек, прошедший путь от примитивного приложения (хранения, отправки) до полнофункционального сервиса. Следующим шагом в этом направлении стал запуск целой системы – Trustee Plus.
В то время на запуске первой версии Trustee наши коллеги вовсю искали видение будущего – перспективы технологии на годы вперед. С моей точки зрения, они ушли слишком далеко – за следующие 5 лет они так и не нашли реального применения, здесь и сейчас в нашем мире, в бизнес-процессах, лежащих вне поля экспериментов.
Реальные потребности пользователей не в далеком будущем, а в настоящем.
Вредный совет #2: Ищите большие инвестиции для больших целей
Еще когда мы только начинали заниматься криптой, я видел, как авторы стартапов занимаются только тем, что ищут деньги. И не понимал, зачем, когда было очевидно, что денег хватает, что люди готовы инвестировать в качественные разработки.
Как и многие на старте, мы создали «Road Map» проекта – около 30 пунктов, которые мы хотели бы запустить, которых ни у кого не было или они были сделаны плохо. Но после многочисленного общения с потенциальными пользователями – людьми, никогда не работавшими с криптовалютой – мы поняли, что важно уделить внимание базовым вещам. И исправив в этих вещах неловкие моменты, сделав незначительные на первый взгляд улучшения, вывести их на новый уровень принятия среди обычных людей. К примеру, одним из первых таких небольших улучшений в Trustee стала цель максимально упростить для пользователей покупку и продажу цифровых активов за фиатные валюты. А затем дополнительно наделить этот продукт инструментом ежедневного расходования крипт, так в приложении Trustee Plus появилась платежная карта.
Создайте базу, усовершенствуйте ее и только потом отправляйтесь дальше.
Вредный совет #3: Биткоин устарел, забудьте о нем
И напоследок лично от меня еще один важный совет. Если вы не хотите, чтобы ваш крипто-проект развивался, чтобы вы не замечали потребностей пользователей и новых перспектив, то никогда не углубляйтесь в блокчейн в целом и Bitcoin в частности.
Криптовалюта – это не о спекуляциях (точнее, к сожалению, не только о них), а о технологиях, потенциал которых еще не раскрыт. И без понимания блокчейна, важности децентрализации, смарт-контрактов, даже NFT-токенов, а также того, чем криптовалюты отличаются от других цифровых активов, создавать криптпроект, нацеленный на большую аудиторию и не на мгновенную выгоду, не стоит.
Также важно понимать важность самого Bitcoin – первой криптовалюты, заложившей основу всей экосистемы. Кто бы что ни говорил, что Bitcoin устаревший, не технологичный или дорогой, его нельзя списывать со счетов. Я советую начинать с него – все базовые знания вы найдете на девяти страницах его White Paper.
Еще несколько вредных советов
Помимо моего личного опыта, давайте посмотрим еще на некоторые частые ошибки больших проектов. Кто-то прошел их почти без потерь, а кого-то ждал крах.
- Забудьте о регуляторах: после каждой новой волны роста криптовалют все больше государств обращают внимание на сферу их регулирования. Одни принимают благоприятные условия для развития (Швейцария, Сингапур, Великобритания), кто-то запрещает (Китай, Египет), другие никак не могут определиться даже с базовыми законами (США) и массово открывают дела против крупных криптобирж и компаний.
При старте проекта обратите внимание на новые законы и выбор юрисдикции.
Украина, хоть и не имеет еще полностью готового законодательства, однако является отличным вариантом для развития криптобизнеса. Способствует этому и поддержка и высокий уровень принятия криптовалют среди населения.
- Игнорируйте аудиторию: в мае 2023 года разработчик аппаратных кошельков Ledger объявил о запуске функции Recovery – возобновлении доступа к кошельку через seed-фразу (уникальный ключ). Сообщество восприняло функцию в штыки, поскольку хранение ключа третьей стороной противоречит смыслу холодного хранения криптовалют. В октябре 2023 г. функция была запущена, но стала необязательной.
Такое решение стоило компании много нервов, старых и новых пользователей. А все из-за уверенности в том, что продукт или функция полезны аудитории априори.
Акцентируйте внимание на запросах аудитории и прислушивайтесь к ее мнению.
- Торопитесь в последний вагон: в январе 2021 года GameStop, чьи акции дешевели на глазах, чудом избежала краха – частные инвесторы фактически спасли ее, пойдя против сделок крупных компаний. В феврале она решила оседлать успех, а также хайп вокруг NFT и объявила о запуске маркетплейса для игровых скинов. В начале 2024 года платформу было решено закрыть из-за регуляторной неясности.
Несмотря на формулировку, реальные причины отказа могут быть гораздо проще. За 2023 год сообщество потеряло интерес к NFT-токенам и цена большинства коллекций упала на 95%. Одновременно с этим компания потеряла интерес к перспективной отрасли, которая к моменту запуска площадки уже начинала буксовать.
Построение своего бизнеса – это постоянный поиск и ряд компромиссов. Чтобы создать продукт, которым через месяц будут пользоваться более 150 000 человек, важно понимать технологию и видеть запросы общества на актуальные решения. Не гонитесь за эфемерностью будущего, но и не цепляйтесь за упущенное.
Общайтесь со своими людьми сейчас, и никакие вредные советы вас не остановят.