Фонд Музея Голодомора и агентство Postmen создали концепцию краудфандинговой платформы «Зерна правды», которая имеет целью вспомнить и возродить память о каждом погибшем во время Голодомора-геноцида 1932-1933 годов. Проект ставит целью собрать средства на строительство II очереди Национального музея Голодомора-геноцида, объединив усилия государства, крупных доноров, среднего бизнеса и индивидуальных благотворителей в Украине и за ее пределами.
По самым скромным подсчетам Голодомор 1932-1933 годов в Украине оборвал жизни около 3500000 украинцев, а с учетом нерожденных детей — до 10000000. Численность украинцев в 1926-1939 годах в Советском Союзе снизилась на 9,9%, тогда как численность соседних наций приросла — белорусов на 12,2%, русских — на 28%. Голодомор существенно изменил этнический ландшафт Украины и фактически уничтожил украинское крестьянство, которое опиралось коммунистическому тоталитаризму.
Иван Васюник, Председатель Наблюдательного совета Международного благотворительного фонда развития Мемориала жертв Голодомора подчеркивает:
«Миллионы украинцев, убитых во время Голодомора, были лишены не просто своей жизни, у их потомков забрали право на память о них. До сих пор, приходя в Зал памяти в Киеве, беря в руки «Национальную книгу памяти жертв Голодомора 1932-1933 годов в Украине» многие проверяет свои родственные фамилии в мартирологе. Поэтому каждый новый документ, каждое новое имя, а следовательно и все дела чествования — это попытка дать голос нашим жертвам».
Для чествования жертв, в Украине началось строительство музейно-мемориального комплекса Музей Голодомора. Это будет музей европейского образца с концептуальной экспозицией и мощным исследовательским центром.
Общей целью digital агентства Postmen и Фонда Музея Голодомора стала разработка инструмента, который мог бы с одной стороны — актуализировать вопрос памяти жертв Голодомора в инфополе Украины и мира, с другой — помочь Музею собирать средства на реализацию задуманного. Фандрейзинговая кампания ставит целью собрать эквивалент 60000000 долларов США, что есть беспрецедентной для Украины цифрой и более чем в 10 раз превышает наиболее масштабные сборы средств до того.
Запуск онлайн-платформы zernapravdy.org создает инструментарий и дает старт фандрейзинг кампании, которая продлится 3 года. Кампания будет поддерживаться постоянными акциями, событиями, выставками и роуд-шоу в страны с многочисленной украинской диаспорой. Известные украинцы и компании могут выступить на платформе Амбасадорами, открыв свои страницы сбора средств.
Исследование мотивов благотворительности показывают, что украинцы скорее готовы помогать определенному человеку с именем, историей, фотографией, чем поддерживать более общие приводы, организации или фонды. Поэтому в центр идеи краудфандинговои платформы были поставлены конкретные лица, погибшие от голодного геноцида. Каждое пожертвование на платформе возрождает память об одной жертве.
Данные погибших были взяты из Мартиролога, составленного в 2008-2010 годах в рамках проекта «Национальная книга памяти жертв Голодомора 1932-1933 годов в Украине», который для целей платформы был оцифрован.
Каждая жертва Голодомора — это уникальная жизнь, которую на сайте платформы символизирует конкретное зерно, также уникальное. Уникальность каждого зерна достигается созданием ее как отпечатка.
После взноса благодетель проявляет одну из миллиона зерен, один конкретный профайл погибшего человека — проращивает зерно правды.
Айдентика платформы «Зерна правды» построена вокруг трафарета, силуэтом которого является зерно пшеницы. Эту форму можно заполнить фотографией, историей конкретного утраченного во время Голодомора человека или графическим паттерном. Чтобы создать миллионы уникальных зерен, и наполненных персонализированными смыслами, Postmen и Музей Голодомора планируют провести национальный мастер-класс, когда каждый взрослый и ребенок смогут создать собственный отпечаток зерна и загрузить его на платформу.
«Нанесение через трафарет позволяет сделать уникальный отпечаток. То есть каждое зерно в графике буквально неповторимое, как отпечатки пальцев. Форма зерна, выбранная для трафарета, стала результатом изучения ботанических иллюстраций зерна, его изображение в трипольских символах и интерпретации символа зерна пшеницы в современном искусстве», — рассказывает артдиректорка Postmen, Ирина Павлова.
«Начиная работу с Музеем Голодомора, мы понимали, что хотим не просто запустить фандрейзинг кампанию, но и создать краудсорсинг платформу, которая позволила бы собирать, синхронизировать и верифицировать многочисленные данные и свидетельства о Голодоморе. — комментирует CEO и основатель Postmen, Ярослав Медведь. — Поэтому в основу проекта легла простая идея — каждый денежный вклад будет возрождать память об одной жертве. Таким образом мы шаг за шагом вспомним и почтим всех погибших от голодного геноцида. Для старта платформы была оцифрована «Книга Памяти», которая содержит верифицируемую архивами информацию о 900000 жертв. Впоследствии мы планируем добавить новые источники данных (в том числе фото- и видеоматериалы) об умерших и создадим механизм их синхронизации с «Книгой Памяти». Чтобы в конце концов появилась многослойная и обширная платформа, которая предоставит и визуализирует все имеющиеся данные о жертвах Голодомора».
Узнать больше о проекте и прорастить свое зерно правды можно здесь: www.zernapravdy.org