По данным исследования CBR[1], доля тех, кто сталкивался с аферистами в Интернете, уменьшилась с 27% до 20%. Уменьшилось и тех, кто отказывался от онлайн-покупки из-за страха быть обманутым, а самым популярным видом мошенничества стала неотправка оплаченного товара. При этом такие случаи постигли меньшее количество покупателей, чем раньше. Больше об уровне безопасности онлайн-шопинга — в годовой аналитике OLX.
За прошлый год 65% людей, обратившихся в Службу поддержки OLX с жалобой на фишинг, не потеряли деньги благодаря постоянному информированию и обучению на платформе, собственной внимательности, знанию правил и своевременному обращению к специалистам. В 2021 году этот показатель был несколько ниже – 61%.
Кроме того, в OLX зафиксировали меньше обращений о просьбе предоплаты: 4 874 тысяч заявок против 6 000 в 2021 году. Количество зафиксированных случаев с попыткой обмануть продавца (то есть пользователь послал товар, однако средства не получил) тоже уменьшилось: 162 случая против 200 в 2021 году.
О росте образованности в сфере кибербезопасности свидетельствует и уменьшение обращений о попытке мошенничества за пределами платформы — количество таких случаев снизилось более чем вдвое в соответствии с 2021 годом.
Защищенность платформы на страже безопасного онлайн-шопинга
На больших онлайн-платформах заботятся о технической защите пользователей от аферистов, внедряют сложные системы распознавания мошенников и действенные инструменты противодействия злоумышленникам. В основном объявления проходят через фильтр искусственного интеллекта. Скажем, на OLX 90% запросов обрабатываются системой по тщательным критериям, которые постоянно совершенствуются. Остальные 10% подозрительных публикаций проходят ручную модерацию специалистами. Отправить объявление на проверку может и сам покупатель, нажав соответствующую кнопку у предложения.
Правила безопасных покупок в Интернете
Для того, чтобы безопасно покупать онлайн, важно, прежде всего, быть бдительным, поскольку в основном жертвами интернет-мошенников становятся люди, которые ведутся на социальную инженерию и попадают в психологические ловушки злоумышленников. Следовательно, важно руководствоваться 4 основными правилами безопасного онлайн-шопинга:
- Не переводите коммуникацию в посторонние мессенджеры. В основном злоумышленники пытаются перенести общение из личного кабинета платформы в посторонние мессенджеры: Telegram, Viber, WhatsApp. Однако только в защищенных чатах самих площадок, типа OLX, предусмотрены все возможности для удобной и безопасной коммуникации.
- Не переходите по подозрительным ссылкам и проверяйте их. Одно из «золотых» правил безопасного онлайн-шопинга — это игнорирование посторонних ссылок. Даже если в адресе сайта фигурирует OLX, есть подозрение, что это фишинговая копия, которая несет в себе угрозу. Скажем, вы введете свои личные и платежные данные на сайте фальшивке и перекажете свои средства мошенникам. Для этого важно проверять все ссылки на специальных платформах. К примеру, это можно сделать на странице safety.olx.ua.
- Не соглашайтесь на предоплату. Любые просьбы о предварительных платежах (затраты на доставку, резерв товара и т.п.) могут скрывать попытку мошенничества. Для этого оформляйте заказы исключительно на платформе OLX. Благодаря услуге OLX Доставка продавец получит оплату только после того, как покупатель заберет посылку в отделении перевозчика-партнера: «Новая почта», Укрпочта или Meest.
- Не делитесь личной информацией, паролями и кодами SMS. Любая конфиденциальная информация, например данные банковской карты, трехзначный код на ее обороте или пароли из SMS — это данные, которые ни в коем случае не следует сообщать другим. Если их спрашивает у вас по телефону якобы работник службы безопасности банка — это точно аферист, поскольку даже у банковских сотрудников нет полномочий спрашивать такую информацию.
[1] Исследование онлайн-торговли в Украине. Аналитический отчет за ноябрь 2022г. Методология — онлайн-опрос на собственной панели CBR (CAWI). Размер выборки: 1002 интервью, из которых 746 онлайн-покупателей, 256 — не покупателей.