События последних лет в мире вообще и в Украине в частности нанесли серьезный удар по всем сферам бизнеса, в том числе по деятельности FMCG-ритейлеров. Но жизнь продолжается и необходимость кормить людей никто не отменял. Большая доля в решении данной проблемы принадлежит продовольственным супермаркетам Украины. Несмотря ни на что, они «держат удар», а некоторые даже расширяют сеть торговых точек. Это один из основных показателей деятельности и по нему можно составить список ТОП организаций за последние годы. Данные представлены согласно результатов исследований GT Partners Ukraine:
ТОП продуктовых ритейлеров Украины:
№ п/п | Компания | Название сети | Город | Количество магазинов | ||||
2022 | 2021 | 2020 | 2019 | 2018 | ||||
1 | ТОВ «АТБ-маркет» | АТБ, АТБ express | Днепр | 1137 | 1314 | 1201 | 1078 | 990 |
2 | Fozzy Group | Сільпо, Thrash!, Фора, Fozzy, Le Silpo, Favore | Киев | 658 | 714 | 614 | 561 | 540 |
3 | VolWest Group | Наш Край, SPAR | Луцк | 246 | 278 | 281 | 277 | 247 |
4 | ТОВ «АРІТЕЙЛ» | КОЛО | Киев | 192 | 252 | 221 | 105 | 52 |
5 | ТОВ ТПК «Львівхолод» | Рукавичка, Під боком | Львов | 191 | 185 | 179 | 159 | 141 |
6 | ПАТ «МХП» | М’ясо маркет | Киев | 156 | 180 | 52 | — | — |
7 | ТОВ «ОПТТОРГ-15», ТОВ НМСМ «Делві» | Делві | Киев | 142 | 156 | 135 | 112 | 109 |
8 | ТОВ «Клевер Сторс» | Сім23, Сім23 to go | Луцк | 133 | 126 | 89 | — | — |
9 | ТОВ «Вересень плюс» | Файно маркет, Соціальний магазин, Varto | Кропив ницкий | 133 | 125 | — | — | — |
10 | ПП «Мережа-сервіс-Львів» | Близенько | Львов | 127 | 119 | 90 | — | — |
11 | ТОВ «ЕКО» | ЕКО маркет, Sympatic | Киев | — | 137 | 144 | 148 | 114 |
12 | «ЛК-Транс» | «ЛотОК» | Киев | — | — | — | 91 | 84 |
13 | «Модерн-Трейд» | «Копійка», «Копійка мінімаркет» Santim | Одесса | — | — | — | 90 | 86 |
14 | «Таврія В» «Таврія Плюс» | «Таврія В» | Одесса | — | — | — | 86 | 76 |
*Сведения за 2022 год даны по состоянию на июнь без учета магазинов, которые оказались на оккупированной территории, а также без временно закрытых из-за разрушения.
*Цифра по ТОВ «Вересень плюс» за 2022 год приведена с учетом торговых точек Файно маркет прилавочного типа.
Таблица наглядно показывает, что за последние 5 лет тройка лидеров остается неизменной. Это днепровский АТБ-маркет, киевский Fozzy Group и луцкий VolWest Group. Причем первый опережает второго, а второй — третьего с большим отрывом. А вот в первой шестерке ситуация несколько иная. В нее стремительно ворвались киевский Аритейл и Мясомаркет. Львовхолод сумел в ней удержаться, а вот столичный Делви оттеснили на седьмое место.
Количество магазинов, открытых food-ритейлерами в 2022 году анализировать по известным причинам нет смысла. Хотя и здесь заслуживает внимания тот факт, что четыре компании из первой десятки даже в таких условиях смогли увеличить число торговых точек: Львовхолод, луцкий Клевер Сторс, Вересень плюс из Кропивницкого и Мережа-Сервис-Львов.
Лидеры в 2021 году
Если же брать относительно спокойный 2021 год, когда пандемия официально еще была, но реально на нее уже никто не обращал внимания, то «впереди планеты всей» оказался киевский Мясомаркет — 133 новых магазина. Всего за один год агрохолдинг МХП увеличил свою торговую сеть в 4 раза! Это больше, чем лидер 2020 года АТБ (118 магазинов в 2021 году, 127 — в 2020-м), не говоря уже о прочих из первой пятерки: Fozzy Group (102), КОЛО (59) и «Альянс «Основа» из Винницы (PRO, Osnova и Домашний маркет, 55 магазинов). (Цифры немного не совпадают с табличными из-за объектов, открытых на месте точек других операторов).
Данные по регионам
А какой была активность ритейлеров в 2021 году в региональном разрезе? Чаще всего они открывали новые магазины в столице нашего государства (19,4%) и в Западной Украине (27,6%). Едва ли не каждая третья новая торговая точка была открыта в Закарпатской, Хмельницкой, Черновицкой, Львовской, Ровенской, Тернопольской или Волынской областях. Больше стали открывать универсамов на севере страны (16,2%) и в центре (14,5%). Зато на юге и на востоке доля презентаций сократилась, соответственно, до 11,3% и 11,1%. А в общем, если не принимать во внимание лидеров, то региональное распределение несколько уравновесилось и стало в пределах 11-16%.
В I полугодии 2022 года картина открытия новых магазинов FMCG существенно изменилась:
- Западный регион — 35,5%;
- Центральный регион — 25,1%;
- Южные области — 17,1%;
- Киев — 10,9%;
- Восточные области — 6,2%;
- Северный регион — 5,2%.
Причина подобного перераспределения — война на востоке Украины и потенциальная опасность со стороны Беларуси.
Ведущие компании — кто они?
АТБ
ТОВ АТБ-маркет основан в 1999 году. Адрес: г. Днепр, пр. Александра Поля, 40. Уставный капитал: 9,393 млн. грн. Число работников — свыше 60 тыс. чел., товарооборот — 128 млрд. грн. (данные за 2019 год). Каждый день в торговые точки АТБ приходит около 4 млн. покупателей. Открытие одного магазина обходится в среднем в сумму 1,5-2 миллиона долларов. За I полугодие 2022 года в госбюджет было уплачено 9,79 млрд. грн. налогов и сборов. Есть собственные мощности по производству продуктов.
Название АТБ является сокращением от «Агротехбизнес». Именно эта компания в 1993 году открыла в Днепре 6 магазинов, начав тем самым развивать собственную розничную торговлю. В начале торговые точки называли «Калина», «Тополь» и т.п. Когда «деревья закончились», перешли на трехбуквенную аббревиатуру с простыми порядковыми номерами — первый гастроном под таким названием открыли в 1998 году. В 2001 г. после реорганизации магазины стали работать в формате «дискаунтер», то есть предлагали товары по ценам ниже среднерыночных. Сеть магазинов «АТБ-маркет» официально зарегистрирована в 2003 году. С 2019 г. организована доставка продуктов на дом. В следующем году было принято решение отказаться от формата «дискаунтер».
Fozzy
Торгово-промышленная Fozzy Group появилась на рынке Украины в 1997 году. Расположена в Киевской области, г. Вишневое, ул. Промышленная, 5-В. Уставный капитал 26,52 млн. грн. В штате насчитывается более 50 тыс. сотрудников. Оборот 78 млрд. грн., уплачено налогов 3,85 млрд. грн. (сведения за 2019 год). Общая площадь магазинов превышает 1 млн. кв. м. Есть собственные производственные мощности: консервный комбинат (г. Нежин), завод продтоваров (г. Богуслав) и птицефабрика. С 2005 г. занимается ресторанным бизнесом. Одно из стратегических направлений — собственный импорт.
Первый магазин «Сильпо» открыли под Киевом в г. Вишневое в 1998 году. В 2002 году — первая торговая точка «Фора». В 2015 году купили ПАТ «Сумирибхоз». В 2018 г. стали владельцами ТОВ «Беларусь» (выращивание зерновых). В конце 2020 года, кроме брендов, перечисленных в таблице, компания начала развивать в Киеве и Броварах сеть продуктовых мини-маркетов Foody (не путать с продуктовым интернет-магазином Foody.ua).
VolWest Group
VolWest Group основана в 1992 году. Адрес: г. Луцк, ул. Карбышева, 1. Основное направление работы — стратегическое управление бизнес-проектами. Сеть розничных магазинов «Наш Край» работает с 2001 года в трех форматах: супермаркет, экспресс и «магазин возле дома». По двум последним развивает систему франчайзинга. Есть одноименная продукция собственной торговой марки. Открывает торговые точки, в основном, в западном и центральном регионах страны.