Nokia — не новичок в переосмыслении бизнеса. Большинство потребителей знают финскую компанию как некогда крупнейшего производителя мобильных телефонов. Между тем, история компании началась еще в ХIХ веке с основания целлюлозно-бумажного завода. А 60 лет назад среди известных продуктов Nokia были резиновые сапоги и туалетная бумага.

В середине XX века Nokia производила, в частности, туалетную бумагу.
Сегодня экспертиза в области телекоммуникаций дает Nokia новый шанс на возрождение: бизнес извлекает выгоду из бума искусственного интеллекта и борьбы Европы с Китаем.
История Nokia: целлюлозный завод, власть в мобайле и упадок
Нынешний поворот Nokia в сторону ИИ выглядит вполне логичным, учитывая не только запросы рынка, но и историю компании. Коротко — об основных вехах.
- Деятельность Nokia насчитывает больше полутора столетий. В 1865 году финско-шведский горный инженер Фредерик Идестам основал целлюлозно-бумажный завод в городе Тампере на юге Финляндии. А через три года — еще один завод в городе Нокиа, на берегу реки Нокианвинтра. Именно так компания получила свое название.
- После нескольких реструктуризаций в течение следующих почти 100 лет основными направлениями бизнеса Nokia было производство бумаги, резины и электрокабелей. Среди известных продуктов бренда — резиновые сапоги, гражданские и военные респираторы, а также туалетная бумага.
- В 1967 году в результате слияния трех компаний образовалась Nokia Corporation с диверсифицированным портфелем. Компания начала активно инвестировать в электронику и телекоммуникации: производила радиостанции, телефонные коммутаторы, оборудование для армии.
- В это время финское правительство, сохранявшее нейтралитет во время Холодной войны, решило инвестировать в собственные технологии связи, в частности радиосвязь для оборонных нужд. Контракт на производство такого оборудования получила Nokia как крупный национальный игрок с промышленным потенциалом и знанием инфраструктурных бизнесов.
- В 1990-х Nokia трансформировалась в одного из лидеров мобильного рынка. В 1992 году бывший сотрудник Citibank Йорма Оллила вступил в должность СЕО Nokia. Он принял несколько стратегических решений и начал масштабные изменения, сформировавшие следующее успешное десятилетие бизнеса: закрытие неключевых отраслей и фокус на мобильных телефонах.

В 90-х годах мобильные телефоны Nokia задавали тренды рынка
- Nokia активно инновационировала: первые телефоны 3G, ранние «камерофоны», культовые устройства — все это часть ее технологического наследия. Революционная модель Nokia 2110 еще в 1994 году фактически определила, как должен выглядеть бизнес-телефон: с адресной книгой, возможностью отправлять текстовые сообщения, видеть пропущенные звонки и т.д.
- В 2008 году доля Nokia на рынке мобильных телефонов составила 38,6 процента. Но в течение следующих пяти лет компания превратилась в убыточную. Основная причина — появление iPhone. Сначала в Nokia считали, что потребители продолжат покупать их продукцию по более низкой цене. Но оказалось, что люди предпочитают передовые продукты с усовершенствованным программным обеспечением и привлекательным дизайном, что не было сильной стороной Nokia.
- В 2014 году Microsoft приобрела подразделение телефонов Nokia за 7,2 миллиарда долларов. Но этот шаг оказался неудачным, и через два года финская компания была продана HMD Global за 350 миллионов долларов. Nokia фактически вышла из производства телефонов и сосредоточилась на технологиях операторов и дата-центров.
Новый шанс для Nokia: инфраструктура для ИИ и соглашение с Nvidia
Основной бизнес Nokia — строительство инфраструктуры для крупных телекоммуникационных операторов, в частности Vodafone, — находится в упадке. По данным исследователя рынка Dell’Oro, капитальные расходы сектора в течение следующих трех лет будут сокращаться на 2 процента ежегодно. Правда, это зависит от геополитических тенденций (подробнее — в конце статьи).
Совершенно другие перспективы дают инвестиции в инфраструктуру для центров обработки данных, необходимых для работы искусственного интеллекта. В начале 2025 года Nokia приобрела за 2,3 миллиарда долларов компанию Infinera — одного из ведущих мировых производителей оптических транспортных систем. Эти системы обеспечивают массовое перемещение трафика через свето- и оптоволоконные кабели в центрах обработки данных.
Как результат в третьем квартале этого года 6 процентов продаж Nokia пришлось на гиперскейлеров — гигантов инфраструктуры вычислений на основе ИИ. Пока эта цифра не выглядит впечатляющей, но мировые инвестиции в искусственный интеллект и сумасшедший рост гиперскейлеров делает их гораздо более перспективными клиентами, чем телекоммуникационные компании: всего за квартал объем продаж Nokia в этой сфере вырос на 11 процентов.

Nokia активно инвестирует в инфраструктуру для центров обработки данных, необходимых для работы искусственного интеллекта
В конце октября Nokia за 1 миллиард долларов продала свою 3-процентную долю Nvidia — самой дорогой компании в мире и лидеру в области искусственного интеллекта. Это соглашение, а также операционная прибыль за третий квартал, превысившая рыночные ожидания (435 миллионов евро вместо 342-х), довел стоимость акций до трехлетнего максимума.
По прогнозам, подразделение сетевой инфраструктуры Nokia, задействованное в работе искусственного интеллекта, больше всего повлияет на доход компании. Эта тенденция, вероятно, продолжится: по оценкам Visible Alpha, чистый объем продаж Nokia может стабильно расти с 19,5 миллиардов евро в 2024 году до 21,5 миллиардов в 2028-м.
Перспективы: геополитические вызовы и риски пузыря ИИ
В ноябре этого года Nokia объявила о новой стратегии и эволюции операционной модели. Компания позиционирует себя как лидера в трансформации сетей на основе искусственного интеллекта. В ближайших планах — продать неэффективные части бизнеса и реструктуризировать четыре существующих сегмента на два основных: мобильные сети и сетевую инфраструктуру.
Подразделение сетевой инфраструктуры будет включать преимущественно оптический сетевой бизнес Nokia, обеспечивая оптоволоконные соединения, которые могут передавать большие объемы данных, необходимые для рабочих нагрузок ИИ. Подразделение мобильных сетей будет включать устоявшийся бизнес Nokia, поставляющий комплекты для магистральных сетей телефонной связи. Каждый из этих сегментов имеет свои перспективы и риски.
Что касается искусственного интеллекта, то инвестиция Nvidia делает Nokia технически более интересной для гиперскейлеров. Но в результате все будет зависеть от того, лопнет ли пузырь ИИ, как это прогнозируют аналитики, или гиперхайп окажется оправданным.
Пока, кроме сотрудничества с Nvidia, Nokia инвестирует 4 миллиарда долларов в производство, исследования и разработки в США в партнерстве с администрацией Трампа, чтобы оптимизировать свою сетевую инфраструктуру для искусственного интеллекта. Шансы финской компании повышает то, что США не имеют крупного отечественного производителя телекоммуникационного оборудования, оставляя основными вариантами Nokia, Ericsson и Samsung.
Кроме того, Nokia объявила о стратегическом партнерстве с NestAI — одной из наиболее быстрорастущих европейских лабораторий ИИ, специализирующейся на перспективной милитари-сфере: беспилотниках, автономных операциях, платформах командования и управления в сферах логистики, инспекции, наблюдения, безопасности и обороны. Nokia и государственный финский инвестор Tesi вкладывают в NestAI 100 миллионов евро.
Появились перспективы и для второго подразделения компании — мобильных сетей. В ноябре лидеры ЕС обсуждали технологическое отставание и зависимость от США и Китая. Одна из таких отраслей — инфраструктура, используемая в Европе для работы телекоммуникационных сетей 5G от китайских Huawei и ZTE.
О рисках сотрудничества с китайскими компаниями в телекоммуникационной сфере говорят уже не первый год. И если в США запретили работу Huawei, то на европейском рынке дальше разговоров дело не пошло. В частности, благодаря китайским лоббистам, которые, вероятно, подкупили членов Европарламента.
Еще в 2020 году Европейская комиссия рекомендовала государствам-членам принять меры по предотвращению встраивания «высокорискованных поставщиков» в их новые интернет-сети 5G. Сейчас эту рекомендацию хотят превратить в юридическое требование, которое может сыграть на руку местным компаниям, в частности, Nokia.
С другой стороны, Китай уже увеличивает барьеры для работы на своем рынке Nokia и Ericsson. Даже если ЕС выдвинет ограничения для Huawei, Nokia потеряет значительную часть рынка Китая, что лишит ее важных доходов. Поэтому будущее финской компании зависит как от технологических, так и геополитических трендов.









































































