Вы заметили как медиа пространство заполнилось информацией об искусственном интеллекте? Из каждого закоулка доносится то радостное «теперь не надо заниматься скучной рутиной», то пугающее «вы останетесь без работы». При этом большинство статей с советами по имплементации ИИ в ваши рабочие процессы выглядят как пшик или призыв «делайте хорошо, а плохо не делайте».
Так что же происходит с ИИ на самом деле и как конкретно вы сегодня можете использовать искусственный интеллект в своей работе?
Привет! Меня зовут Настя и я маркетолог. Звучит как стандартное приветствие сами знаете где. Но как иначе представиться я пока что не придумала. Имею 15 лет опыта в индустрии, работала как с B2C сектором (TemplateMonster, MasterBundles), так и с B2B (Boosta, Fulcrum Rocks). Сейчас занимаю позицию Head of Digital Marketing в Gart Solutions и являюсь соучредителем маркетингового агентства GoGlobal.
Я так долго рассказываю о себе для того, чтобы вы имели приблизительное представление о моем опыте и почему я вдруг решила рассказывать вам как вы можете оптимизировать маркетинговые процессы внутри своей компании с помощью ИИ.
Немного неутешительной статистики от Forbes: 96% топ-менеджеров и руководителей ожидали, что ИИ повысит продуктивность их подчиненных. Несмотря на ожидания, что ИИ повысит производительность, 77% работников сообщают, что ИИ добавил нагрузки и мешает достижению ожидаемых результатов производительности, способствуя выгоранию работников.
Почему так произошло? По моему мнению, из-за завышенных ожиданий относительно ИИ и неправильной интеграции искусственного интеллекта в процессы. Ведь из каждого утюга сейчас звучит, что ИИ заменило/заменит копирайтеров, что тексты можно генерировать тремя кликами мышки и вообще, почему у нас еще нет своего маленького контентного завода? А на практике для того, чтобы написать хороший материал с помощью ИИ, который к тому же будет хорошо ранжироваться в поисковых системах (Google, Bing, SerchGPT), нужно не просто постараться, нужно понимать что такое GenAI, как работают LLM и каких ошибок ИИ допускается при генерации контента.
Просто, да?
С другой стороны, мы все знаем в какой стране живем. Здесь специалист должен каждый день доказывать свой профессионализм, следить за трендами, самостоятельно в этом всем разбираться и внедрять инновации в свою рутинку. Потому что в 90% компания не наймет для него эксперта, который все объяснит и предложит варианты. Украина на втором месте в регионе по количеству компаний, которые разрабатывают продукты и сервисы с ИИ — 243 компании! Больше их только в Польше — 301.
Если генеративный ИИ оправдает свои обещания, рынок труда может претерпеть значительные изменения. Вот что прогнозируют в США:
- Примерно две трети существующих рабочих мест в США и Европе подвергаются автоматизации ИИ.
- Генеративный ИИ может заменить до четверти существующих задач, что эквивалентно 300 млн рабочих мест полной занятости во всем мире.
- Исторически автоматизация задач создавала новые рабочие места, компенсируя потери, что способствовало долгосрочному росту занятости.
- ИИ может повысить годовой рост производительности труда в США на 1,5 процентных пункта в течение 10 лет после широкого внедрения.
- Общее повышение глобального ВВП может составить 7% за счет внедрения ИИ.
ИИ пока не способен заменить ни одного специалиста. Вас заменит не ИИ, а человек, который использует ИИ в качестве ассистента. Поэтому никаких надежд на кого-то, должны разбираться самостоятельно. Давайте разбираться вместе.
Типичные функции ИИ
Фундаментальный набор функций которые может выполнять ИИ, а именно LLM (или другими словами Large Language Model):
- Сокращение — получите то же самое, меньшим количеством слов (команды: Summarization, Distillation, Extraction, Characterization, Analysis, Evaluation, Criticism)
- Преобразование (команды: Refactoring, Language change, Restructuring, Modification, Clarification, Reformatting)
- Генерация — составляйте списки возможностей, идей и гипотез (команды: Planning, Brainstorm, Amplification).
Задачи, с которыми генеративный ИИ (ChatGPT, Claude, Gemini, etc) справляются идеально — это обработка существующей информации. То есть если у вас есть какие-то данные, результаты исследования, цитаты экспертов и тд., вы можете скормить это ИИ и получить прекрасную статью, презентацию или план доклада.
Если же мы просим ИИ генерировать «новые идеи», то он обратится к своей базе данных (на которой учился) и на базе нее уже будет немножко дорабатывать существующие (как когда-то Т9 угадывал слово, которое вы печатали на своей старой Nokia).
Конечно, человечество ожидало от искусственного ИНТЕЛЛЕКТА (!!!) несколько большего. Но как говорил классик — имеем то, что имеем. И надеемся на большее в будущем.
Неожиданные возможности AI
Но не все так плохо с ИИ даже на этом этапе его развития. Например, я заметила, что смогла оптимизировать свои рутинные процессы и даже значительно ускориться в работе. Благодаря вспомогательным инструментам, расширениям для браузера и тд. Сейчас немножко поговорим об этом всем.
Обработка почты
Работа с почтой — это первое, что вы можете оптимизировать с помощью ИИ.
- анализ содержимого писем;
- сортировка и лейблинг почты по категориям;
- ежедневный дайджест с вашими письмами и описанием их содержимого;
- автоматический ответ клиентам, бизнесу и коллегам и многое другое…
Я могу вам посоветовать два инструмента для работы с почтой, которые значительно упростили мою жизнь:
- Compose (https://www.compose.ai/) — расширение Chrome, которое сокращает время написания текста на 40% благодаря автозаполнению и генерации текста на основе ИИ.
- СhatGPR Writer (https://chatgptwriter.ai/) — расширение Chrome, которое помогает писать письма, исправляет грамматику, переводит и делает многое другое.
Запись и анализ митов
Полная текстовая транскрипция ваших митов с коллегами или клиентами;
- Создание умных заметок с соответствующими таймкодами
- Расширенный ответ по контексту беседы
- Автоматический фолоу-ап в Slack, Telegram, Gmail и т.д.
- Создание задач в Trello, Jira, Asana, и т.д. на соответствующих людей.
Генерация контента
Это, наверное, самая интересная часть. Но должна предупредить — учиться генерировать контент с помощью ИИ тоже нужно. И это довольно кропотливый труд.
Например, DALL-E выпустили свой prompt book для того, чтобы объяснить как работает генерация изображений с помощью их инструмента. Очень советую вам с ним ознакомиться, если вы интересуетесь темой.
Например, примерно такая архитектура промпта для генерации фотографии:
Довольно подробно, не так ли?
С помощью ИИ вы также можете создавать видео, писать тексты.
Если мы говорим о генерации текстов — то это заслуживает отдельной статьи, которую я напишу чуть позже. Главное правило — не просите ИИ написать вам статью 1 промтом. В таком случае его максимум — перекомпилированный топ выдачи. А такой контент Гугл может легко обозначить как спам контент.
Human-first
Сейчас я читаю курсы по интеграции ИИ в процессы и мой основной совет — быть human-first! Не стоит ставить искусственный интеллект в центр вселенной. Надо быть не AI-first, а AI-powered. Не «ИИ прежде всего», а «подпитанный, усиленный ИИ».
Недавно мы с коллегой Натальей запустили образовательный проект по ИИ и с гордостью можем поделиться первыми подборками качественных инструментов, которые вы можете использовать в своей работе:
Искусственный интеллект не заменит вас. Инструменты ИИ фактически являются ассистентами-помощниками, которые готовы работать на вас 24/7. Люди остаются важными в менеджменте, лидерстве, построении отношений.
Выбора нет — либо вы используете искусственный интеллект, либо становитесь конкурентоспособными на рынке труда. Так же как инженер с калькулятором будет быстрее, эффективнее (и счастливее), чем без него.