Электронная цифровая подпись играет одну из важнейших ролей в системе электронного документооборота, поскольку она используется физическими и юридическими лицами для их идентификации и подтверждения целостности данных в электронной сфере.
Сегодня порядок, организацию электронного документооборота, а также правовой статус и использование электронной цифровой подписи определяются Законом Украины «Об электронных доверительных услугах». Одним из важнейших нововведений этого закона является то, что он вводит понятие «квалифицированный электронной подписи» (КЭП), которое заменяет понятие «электронной цифровой подписи» (ЭЦП).
В данной статье мы рассмотрим основные моменты, связанные с хранением КЭП, субъектами, которые обязаны их применять в своей деятельности, а также особенности подачи отчетности с помощью КЭП — https://vigolex.net/ru/praktiki/.
Особенности хранения КЭП
Квалификационно электронная подпись выпускается на защитном носителе (токен). Токен являет собой устройство, предназначенное для безопасного хранения ключей электронной подписи (ЭП). По сути это аппаратно-программное средство ЭП, выполненное в виде USB-устройства (внешне похожего на флешку) или смарт-карты (пластиковой карты с чипом).
Особенности токенов:
- Обеспечивают невозможность извлечь личного ключа ЭП. Личный ключ никогда не сможет исчезнуть с носителя. Таким образом, ключ существует в единственном экземпляре и копирования ключа невозможно.
- Для каждого ключа используется отдельный защищенный носитель, таким образом подменить квалификационную подпись невозможно.
- Генерация ключа и все операции с ним выполняются внутри носителя. При подписании документ передается в носитель, вычисления ЭП проводится внутри носителя.
- Токен можно распознать лишь как аппаратный носитель, другими словами он не отображается на устройствах как обычная флешка.
- Носитель защищен паролем доступа. Ограничения на количество попыток подбора пароля: 7 раз. Это защищает ключ от несанкционированного использования в случае потери носителя.
Применение
Согласно законодательства Украины, обязательство по использованию токена для квалификационной электронной подписи в своей деятельности распространяется на следующих субъектов:
- Государственные регистраторы прав на недвижимое имущество, государственные регистраторы юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований, нотариусы (Закон Украины «Об электронной цифровой подписи» от 02.11.2016);
- Органы государственной власти, местного самоуправления и предприятиям государственной формы собственности — для подачи отчетности в ДФС и обмена данными с Казначейством (Постановление КМУ №1452 от 17.08.2017).
Должны ли коммерческие организации хранить КЭП на защищенных носителях?
Следует обратить внимание, что 7 ноября 2018 года вступил в силу Закон №2155 «Об электронных доверительных услугах». В соответствии с которым, в течении двух лет с момента вступления в силу Закона действовал переходный период, во время которого налогоплательщики могли использовать ЭЦП, а по окончанию срока действия менять их на КЭП. Таким образом, переходный период закончился 7 ноября 2020 года.
Но, коммерческие организации могут продолжать использовать ключи, которые были получены после 07.11.2018 года и хранятся не на защищенных носителях. Такая возможность определена постановлением Кабинетом Министров Украины №193 “О реализации экспериментального проекта по обеспечению возможности использования усовершенствованных электронных подписей и печатей, основанных на квалифицированных сертификатах открытых ключей”.
В соответствии с абз. 2 п. 1 данного Постановления с 7 ноября 2020 года по 31 декабря 2021 года частный бизнес имеет право использовать КЭП, которые базируются на квалифицированных сертификатах открытых ключей (то есть хранить подпись на любой флешке, жестком диске и т.п.).
С 1 января 2022 года частные субъекты хозяйствования обязаны использовать КЭП исключительно на защищенных носителях личных ключей (токенах).
Применение КЭП для подачи отчетности
В соответствии с ст. 48.5.1 НКУ, налоговая отчетность должна подписываться КЭП, выдача которого регулируется Законом «Об электронных доверительных услугах». Таким образом, если ключи были получены на основании договора о предоставлении квалифицированных электронных доверительных услуг не на защищенном носителе, вы можете еще год (до 31.12.2021 г.) подписывать ними отчетность.
Начиная с 1 января 2022 року отчетность субъект предпринимательской деятельности должен будет подписывать только квалификационной электронной подписью, которая размещена на защищенном носителе.
Таким образом, используя токен для КЭП, вы можете быть уверенными в максимальной защите своих данных от подмены и/или копирования. Также, использование КЭП это колоссальная экономия времени, поскольку нет необходимости лично посещать госорганы и отстаивать длинные очереди, чтобы сдать ежемесячный или ежеквартальный отчет.
Специалисты Юридической компании «ВигоЛекс» детально проанализировали нормативно-правовые акты, связанные с использованием КЭП и смогут проконсультировать вас по вопросам:
- получения квалификационно электронной подписи;
- продления квалификационно электронной подписи;
- подбора защитных носителей для КЭП;
Кроме этого, юристы компании «ВигоЛекс» могут подготовить необходимый перечень документов для получения КЭП для физического лица, физического лица-предпринимателя, а также для юридического лица.