После 2019-2020 мир уже не станет прежним. Конечно, все это трагично и грустно, но есть и прогрессивные моменты. Домашняя отсидка, нервозность, накал страстей и паника привели к тому, что у каждого третьего теперь под кожей чип 5G (прививка), дома годовой запас туалетной бумаги, аллергия на гречку и уверенность в завтрашнем дне.
Вместе с тем, прошедшие полтора года сделали для развития бизнеса в соцсетях и интернете вообще, работу на 5 лет вперед. Теперь даже лентяи и ретрограды поняли, что Алиса была права и «чтобы остаться на месте, нужно бежать со всех ног», а лучше — «в два раза быстрее».
Те, кто выживут в бизнесе, скорее всего, уже «перековались» и работают по-новому. (Конечно, есть редкие уникумы, которые сидят в таких нишах, что им «и сам черт не брат», но о них здесь речи нет).
Смысл этой статьи — «переварить» опыт, сделать правильные выводы и прогрессировать. Давайте рассмотрим тренды современного бизнеса, исходя из сложившейся ситуации.
Развитие цифровых каналов продаж
Когда оказалось, что «троллейбусы не ходють, метро закрыто и в такси не содють», возник вопрос — где брать приправу к гречке, коврики для йоги, «пушистые» гантельки, жиросжигатели, термометры, настольные игры, пижамы и вообще все, что так необходимо для жизни?
Бизнес дал быстрый ответ — купить онлайн с доставкой!
По данным Google Trends, в 2020 количество коммерческих запросов выросло в 4 раза. А число сетевых проектов практически удвоилось (по оценкам EVO)!
Естественно, все это потянуло развитие цифровых каналов продаж. Речь идет о:
- интернет-магазинах;
- социальных сетях (функционал торговли в FB и Instagram);
- мессенджерах и чат-ботах;
- торговых площадках.
Интернет-магазин или лендинг — must hаve любого коммерческого проекта, а также лицо фирмы, визитка и наиболее популярный канал продаж. За прошедшие полтора года интернет-магазины страны оперативно модернизировались. Даже те компании, у которых сетевые продажи считались вторичным делом, обратили внимание на интернет и модернизировали свои старые заброшенные сайты.
Этому способствовали такие факторы:
- распространение надежных, защищенных систем платежей;
- снижение стоимости доставки;
- улучшение качества сервиса в условиях конкуренции.
За прошедший год количество интернет-покупателей в Украине увеличилось на 35%, и это не удивительно, ведь это безопасно, быстро и недорого.
Соцсети, естественно, не желают терять привлекательность в коммерческом плане. Facebook наконец-то запустил свой «Магазин», хотя имело смысл сделать это еще года 4 назад. Для кого подходит коммерческая модель торговли в соцсетях:
- для стартапов с ограниченным бюджетом;
- для брендов, чья целевая аудитория склонна покупать в соцсетях;
- для всех, у кого специфика товара или услуги соответствует формату соцсетей;
- для тех, у кого жена (сестра, брат, знакомый) смм-специалист (шутка).
Магазин в соцсетях — это современный, бюджетный канал продаж. Есть мнение, что там можно продавать даже адронные коллайдеры, если люди, которые интересуются и покупают, сидят в этих соцсетях.
Торговля в мессенджерах ведется на микро и макроуровнях. В вайбере и Телеграм уже сегодня продают брендовую одежду, услуги, мебель, автомобили и электронику. Да что там говорить, картошка, огурцы и помидоры — в каждом сельском чате вайбера.
Мессенджеры уже покорили мир, и этому содействуют автоматизированные чат-боты, которые умеют:
- общаться с пользователями;
- бронировать товары и услуги;
- покупать и продавать;
- консультировать по разным вопросам;
- сообщать об акциях и новых предложениях;
- распознавать и интерпретировать команды.
Главная идея и вывод, который можно сделать из роста онлайн-продаж, формулируется так:
Сейчас, быть в тренде — означает автоматизировать все, что может быть автоматизировано!
Тем более этому способствует появление и распространение цифровых инструментов, о которых поговорим подробнее.
Цифровые инструменты продаж
Сходу не совсем понятно, о чем идет речь. К цифровым инструментам иногда относят соцсети, мессенджеры и тому подобное. Сразу нужно сказать, что это ошибка, так как это не инструменты, а каналы. Также не стоит относить сюда аналитические, маркетинговые сервисы, хотя, безусловно, они способствуют росту прибыли.
Цифровые инструменты — это то, при помощи чего реализуется сам процесс продаж.
1. Электронные системы платежей
В 2020 году и чуть раньше, в стране стали набирать популярность сервисы безопасного перевода денег, гарантирующие честные платежи. Причем, стоимость услуг таких систем вполне умеренная и доступна даже для бюджетных стартапов.
Пример — Fondy, система, установить которую может любой пользователь. Платежи поддерживаются в 200 странах мира и примерно с таким же количеством валют. Компания сотрудничает с тремя десятками банков и имеет филиалы по всей Европе. Предлагает переводы и оплаты со всех популярных карточных систем и электронных кошельков.
Важно, что Fondy гарантирует высокую степень защиты согласно международным сертификатам и поддерживает двухфакторную авторизацию.
Еще один плюс — легкая интеграция с сайтами, на всех популярных «движках» и возможность вести отчетность в CRM.
Появление и доступность таких инструментов — огромный плюс для любой компании, торгующей в интернете. Роста продаж через интернет невозможно представить, если бы не системы онлайн-платежей.
2. API и SDK модули
Еще один тип электронных инструментов — открытые программные API и SDK модули, которые позволяют интегрировать системы. Например, нужно соединить склад с бухгалтерией и службой доставки — никаких проблем! Теперь это может сделать любой разработчик.
Конечно, API появились не в прошлом и даже не в позапрошлом годах, но популярность этой технологии растет вместе с всеобщей автоматизацией.
3. CRM
CRM, как инструмент онлайн торговли, — большая и старая тема, но актуализировалась в связи с карантином и автоматизацией бизнес-процессов. В Customer Relationship Management можно учитывать практически все бизнес-процессы. Особенно актуально — для тех, кто перешел на «удаленку». В системе собирается и хранится информация по:
- клиентам и контактам с ними;
- личные данные и статистика;
- данные по товарам, их наличии и местонахождении;
- этапам продаж, отгрузок, оплат;
- рабочим задачам и стадиям выполнения;
- сквозной аналитике и интернет-маркетингу;
- рекламным кампаниям;
- телефонным звонкам;
- переписке и сообщениям на сайтах;
- состоянии воронок продаж.
По сути, это удобный и функциональный пульт управление компанией. Теперь только ленивый не использует CRM, если у него более 2х сотрудников.
4. Новейшие технологии
Использование новейших технологий, как бустера торговли. Уже несколько лет идут разговоры о AR и VR (дополненная и виртуальная реальности). Если еще не сталкивались, вот пример: выбираете рояль или шкаф, и в специальных очках видите, как будет выглядеть комната с этой покупкой. Точно также с макияжем, одеждой, ювелиркой и вообще всем, что пожелаете. Считается, что дополненная реальность уменьшит количество возвратов в магазины, но на данный момент — это просто очень интересно!
Технологии VR и AR изменяют маркетинговые компании и привносят новизну, кто успеет — тот получит все. Интерактивные примерочные комнаты уже где-то рядом.
5. Искусственный интеллект
Искусственный интеллект, перспективы и реальность. На сегодняшний день нет информации о том, изобрели полноценный ИИ или нет. Скорее всего, еще нет, но есть потрясающие по производительности самообучающиеся системы, которые с успехом оперируют большими массивами данных. На самообучающихся системах построены сервисы Google, Yandex и т.д. Большое количество компаний планируют внедрять ИИ для прогнозирования ситуаций на рынке, а также для автоматизации бизнес-процессов.
Вместо заключения
Пару лет назад компания Леново открыла в Пекине первый в мире полностью автоматизированный оффлайн магазин. В то же время компания Алло внедрила дополненную реальность в интернет-магазине. Сейчас приход «мира матрицы» сдерживается дефицитом и дороговизной соответствующих гаджетов, но все меняется, очки и шлемы дешевеют, смартфоны учатся новому.
Будущее бизнеса во многом определяется набором инструментов и технологий, задействованных в продажах. Торговля активно развивается, и потребители хотят получить лучшие услуги и сервис.