Музей украденного искусства — это волонтерский проект, нацеленный на борьбу с российской агрессией, который представляет собой цифровое пространство для сохранения и документирования преступлений против украинской культуры.
Российское полномасштабное вторжение стало переломным моментом не только миллионов украинцев, но и многих экспонатов украинской культуры и искусства. За почти два года рашисты украли в Украине десятки тысяч произведений искусства, включая артефакты, возраст которых превышает тысячу лет. По данным Министерства культуры, разворованы или уничтожены экспонаты 40 украинских музеев (по состоянию на октябрь 2022 года). Детальнее об этом Елена Зенченко рассказывает в Спецпроекте Сергея Мамаева.
Это невероятная потеря и трагедия для нашего народа, поэтому мы создали пространство, где можно просмотреть украденные работы из любой точки мира и любого устройства, привлекая внимание к этой теме в международном инфопространстве.
«Это не просто архив украденных работ, а художественное переосмысление преступления, которое совершила россия в отношении украинского народа. Мы надеемся, что наш музей сможет привлечь мир к этой проблеме и повлияет на процесс возвращения этих экспонатов на родину», — отметил Лесь Якимчук, соучредитель и креативный лид linza agency.
Стоит отметить, что комната с произведениями похищенными из Мариуполя это только первая часть — прототип. Очень сложно объяснить потенциальным партнерам (в том числе музейщикам) в чем идея нашего проекта, если никто такого раньше не делал. Поэтому мы в linza agency приняли решение создать прототип сами по себе, а уже тогда предлагать этот стартовый продукт дорабатывать вместе с экспертным сообществом.
Какими были наши действия?
ШАГ 1: Технический процесс
Информация об украденном искусстве рассеяна и фрагментарна. Чтобы найти цифровые копии, нам пришлось собирать ее клочками — от консультаций с музееведами до посещения вражеских медийных ресурсов, в которых они преподают эти работы. Это практически микрорасследование для каждого экспоната. После того, как коллекция для Музея была собрана, взялись за создание виртуального пространства.
«Это был набор разных техник. У нас не было хорошего экспоната, который можно было сфотографировать с разных сторон, сделать его 3D реконструкцию, это все делалось из-за референсов. И все эти экспонаты, все текстуры и все фотографии, как они выглядели, мы находили где-нибудь из фрагментов видео в соцсетях. К примеру, у нас не было фотографий Библии, которую украли, но было видео, которое снимали еще сами музейщики несколько лет назад, где на 5 секунд буквально показали разворот этой Библии. Оттуда взяли фото, увеличили, выровняли и наложили на 3д объект», — рассказала Александра Тумик, 3D дизайнер.
ШАГ 2: Подготовка к релизу на украинскую и международную аудиторию
Основной нашей задачей было написание прессрелиза, текстов и персональных писем для рассылки журналистам и СМИ, а также подготовка материалов для соцсетей для максимального охвата целевой аудитории. Важно было создать вижуалы для медиа и соцсетей, которые поражали бы отражавшие сущность музея. Мы разработали двуязычный лендинг, а созданные гугл-формы для регистраций на онлайн-экскурсию позволяли выбрать удобное время для посещения Музея. Также мы не забывали и о подготовке к онлайн-экскурсии, создавая увлекательный сторителинг для мероприятия, чтобы посетители могли погрузиться в мир Музея и узнать больше об экспонатах.
ШАГ 3: Релиз проекта
Мы разослали прессрелиз с приглашением на онлайн-экскурсию более 500 контактам, а также сделали анонс во всех наших социальных сетях. Нам удалось еще больше повысить охват, приняв участие в спецпроекте Сергея Мамаева, эфирах на радио и телевидении.
«Мы признаем важность тесного взаимодействия с нашими целевыми группами, поэтому используем различные коммуникационные каналы для максимально эффективного общения. Одним из ключевых элементов нашей стратегии является использование СМИ для распространения наших сообщений и получения широкого медийного охвата. Мы также активно взаимодействуем с аудиторией через социальные сети, создавая содержательный контент, который привлекает внимание и способствует взаимодействию», — рассказывает Анна Совщак, pr-менеджер linza agency.
Проведение ряда онлайн-экскурсий выявилось ключевым этапом в этом процессе.
«Онлайн-экскурсия это формат, позволяющий участникам максимально погрузиться в процесс. С одной стороны, мы можем находиться на разных континентах и в разных часовых поясах, а с другой, общаться друг с другом в реальном времени, задавать вопросы и обмениваться эмоциями. А еще, на мой взгляд, именно живая экскурсия, а не описания или аудиогид, позволяет максимально проникнуться идеей и эмпатией к Украине, поскольку одна из наших целей — вызвать эмпатию у западной аудитории к потерям культуры во время войны, чтобы в будущем, когда появится возможность адвокировать реституцию (возвращение) этих объектов на родину, у нас было подготовлено сообщество лоббистов этой идеи не только среди украинцев, но и за границей», — делится подробностями Елена Зенченко, артдиректор linza agency.
ШАГ 4: Отслеживание результатов
В общей сложности мы получили 40+ упоминаний в украинских интернет-изданиях (включая The Village Ukraine, Свідомі, Детектор Медіа), 5 выходов в прямой эфир, сюжет в Единых новостях и более 20 упоминаний в международном инфопространстве. Наши онлайн-экскурсии по пространству посетило более 300 человек, а общее время проведения составляет более 3 часов.
Общий охват кампании превысил отметку 1 810 268 млн.
В дальнейшем мы планируем дополнять эту комнату (Мариуполя) другими экспонатами в кооперации с музейными работниками и экспертами, в которых сохранились отцифрованные произведения, а также работать над комнатами — Херсонщина, Харьковщина, Сумщина, Запорожье. Многие произведения искусства были вывезены из Донецка и Луганска, территории оккупированного Крыма, это очень большая тема, в которой мы планируем продолжать работать, поэтому для Музея украденного искусства это только начало.
Креативная команда:
- Ирина Шостак — СЕО и маркетинговый лид linza agency;
- Лесь Якимчук — креативный лид linza agency;
- Елена Зенченко — артдиректор linza agency;
- Александра Тумик — 3D дизайнер;
- Изабелла Аронсон — Head of PR linza agency;
- Иванна Власюк — продюсер linza agency;
- Михаил Комаров — креативный копирайтер linza agency;
- Анна Совщак — PR-менеджерша linza agency;
- Алина Иванченко — Intern PR-менеджер linza agency.