В конце 2023 года вышел релиз шестой версии Midjourney, который вызвал большой восторг у аудитории. И пока креативщики тестируют обновление, ища все его недостатки и скрытые возможности, креативный директор агентства MEX a member of HAVAS Михаил Яблочков делится собственными инсайтами использования этого инструмента.
Моя работа с Midjourney началась год назад на Рождество. Сначала я был в восторге от его результатов, они казались магией: сделать Шевченко-Бэтмена или Дарт Вейдера в вышиванке — это просто незабываемые первые ощущения. Но когда дело дошло до реальных предметных вещей, необходимых для работы, я стал замечать существенные недостатки: было красиво, но совсем не отвечало потребностям рынка. Поэтому я прекратил его идеализировать и начал использовать просто полезный инструмент, без которого сегодня мне уже сложно.
Следует осознать, что креативная сфера как деятельность художников полагается не только на творческое восприятие мира криейторами, но и учитывает инструментарий, которым они воплощают этот креатив. В этой статье я расскажу об одном из них, постоянно акцентируя, что ИИ — только инструмент, а не готовое решение.
Кто и как его может использовать
Я определяю три категории людей, которым этот инструмент полезен: малые бизнесы, люди из креативной сферы, профессиональные креативщики.
Для малого бизнеса
Midjourney идеально подходит для маленьких маркетинговых команд, у которых нет ресурса на хорошего дизайнера. Для небольшого бизнеса это простой способ создать яркий визуал за оплату стандартного пакета 30$ в месяц. Если сравнить это с работой дизайнера — преимущество очевидно.
Недостатки: часто замечаю, особенно в соцсетях, когда созданное изображение в ИИ противоречит самому контексту объявления. Например, если визуал для 3D-моделирования полностью сгенерирован Midjourney, возникает много вопросов к качеству таких курсов. К тому же, если команде нужно иметь дело с печатью — здесь может возникнуть ряд проблем с текстурами и мелкими объектами, которые могут быть незаметны на мониторе, но резко бросаются в глаза при печати. Так что даже при такой работе нужно сопровождение со стороны профессионального старшего дизайнера или арт-директора.
Для людей из креативной сферы
К примеру копирайтеров, у которых нет навыков работы с фотошопом или его инструментами. Они работают только над текстами, и этот инструмент помогает им качественно ворваться в индустрию. Если же копирайтер еще лихой SMM-специалист, то Midjourney позволяет человеку стать контент-криейтером 360. А может, наш герой — человек, желающий делать детские книги и нет знакомых художников-иллюстраторов — для подобных инструментов также отлично подойдет.
Недостатки: может привести к нежеланию пробовать другие инструменты и развиваться. К тому же генерирование подобных изображений не усовершенствует знание DTP или особенностей графических форматов для использования в Интернете.
Для профессиональных креативщиков
Люди, профессионально владеющие всеми графическими инструментами, например креативные директора, используют Midjourney для более быстрой визуализации идей, концептов. Когда на стоках нет хорошего изображения или для создания нужных фоновых элементов.
Недостатки: алгоритмы ИИ работают на «упитанных» референсах не только public domain объектов, но и авторских изображениях из анонимных источников (не только форумов, типа DeviantArt). Есть риск непреднамеренного плагиата: владелец может подать в суд и на Midjourney, и на «автора» изображения.
Риски для брендов, которые очень увлекаются искусственным интеллектом:
- Юридический, ведь в компаниях, даже самых развитых, нет политик использования ИИ.
- Недостатки изображения, возникающие при широкомасштабной печати.
- Утрата идентичности. Можно увидеть у многих компаний использование одинаковых героев, имиджей и т.д. Ты чувствуешь, что тебя обманывают. С одной стороны, Midjourney вроде бы и исключает дублирование, однако сам стиль рисования воспринимается потребителями так же. Если мы представим, что весь рынок перейдет на ИИ, это будет красивый, но скучный рынок.
- Хотя Midjourney продает свои услуги и предоставляет права на использование изображений, но по существу находится на стадии бета-тестирования. Даже когда мы выполняем задачи для своей компании, алгоритм улучшается и учится на нас. Мы не потребители и криейторы, а маленькие винтики для корпораций-владельцев ИИ.
- Даже сгенерировав самую красивую модель для вашей диджитал-кампании, есть риск возникновения у зрителей контента эффекта Uncanny Valley. Это теория подсознательного отвращения, возникающая у зрителя, когда он видит перед собой человекообразные неодушевленные объекты (зомби, манекены и т.п.). Это причина, почему нам не нравится много изображений улыбающихся людей, например Shutterstock. Так что даже ИИ иногда сложно преодолеть этот эффект. Ведь люди биологически не запрограммированы воспринимать некоторые вещи, потому что это вызывает раздражение.
Утрата ценности работы
После того, как я активно начал использовать ИИ, стал получать большее удовольствие от живого искусства. Маленькие детали несовершенства вызывают чувство уважения к людям, создавшим это для тебя. Есть большая разница между «Эту рекламу нам сделало агентство MEX a member of HAVAS» и «Эту рекламу нам сгенерировало агентство MEX a member of HAVAS в ИИ». Вся магия действа исчезает и теряется ценность, определенная «красивость».
Тенденция, когда бренды хвастались, что их контент делает ИИ — спадает. Эта история уже не работает и тем более не продается. Когда это у всех, то оно становится окей. Ведь со временем инструмент будет больше масс-маркетом, чем элитным.
Как получать качество без фанатизма
Мы в агентстве активно интегрируем ИИ в работу с ведущими брендами как инновационный инструмент, имеем собственные инсайты и советы, которые помогут получать качество без фанатизма:
Использовать ИИ для визуализации имеющихся в голове историй, создания референсов для продажи идей и объяснения коллегам.
Вместо использования готового имиджа создавайте отдельные объекты, фоны, коллажи и дополнительно обрабатывайте материалы. Или используйте отдельные части композиции и сочетайте их с теми же стоковыми изображениями.
Играете с любым ИИ для видео? Используйте сгенерированные изображения в Midjourney как референсы — ИИ пока «туговато» работает с продумыванием визуализации сюжетов для видео.
Расширять свой кругозор. Когда вы понимаете сюжет, но не знаете, в каком стиле его реализовать, Midjourney может помочь решить, куда двигаться. Это определенный элемент брейншторминга, творческий поиск.
Не воспринимать ИИ как готовое решение и волшебную палочку. Вы закрываете только одну потребность из десяти, чтобы продать проект.
Подытоживая, скажу, что Midjourney — это очень крутая автоматизация времени для выполнения несложных или рутинных задач. Ведь в сфере креатива нет возможности пол года что-то рисовать и создавать, время всегда решающее. Однако следует учитывать, что он не предлагает ничего новаторского и скорее постмодернистского: копия копий копии. Художник, в отличие от ИИ, сублимирует все переживания в своем творении. Ибо задача искусства и качественного маркетинга в целом не понравиться, а вызвать эмоцию.
ИИ делает все идеально, но не всегда правильно. Так что открывая Midjourney — напишите, а лучше — нарисуйте.