Привет! Меня зовут Игорь Воловой, я CEO & co-founder украинского агентства интернет-маркетинга Elit-Web. Каждый год в канун новогодних праздников мы подводим итоги, делимся собственным опытом и прогнозами на следующий год. При всей сложности ситуации, я считаю, что эту традицию следует продолжать.
Сегодня я хочу поделиться с вами собственными наблюдениями, опытом, приобретенным за 2022 год, и аналитикой украинского бизнеса в условиях полномасштабной войны. А также попробую дать прогнозы на 2023 год, насколько это возможно в наших с вами современных реалиях. Надеюсь, что вам будет интересно и полезно.
2022 год глазами команды Elit-Web
Начну я с того, что в конце 2021 года мы сформировали детальную стратегию развития, планировали много ивентов, активно искали новые пути роста и стремились двигаться дальше. Но после 24 февраля 2022 г. наша стратегия развития в буквальном смысле превратилась в стратегию выживания.
Наш головной офис в начале полномасштабного вторжения находился в Херсоне. А уже 2 марта город оказался под оккупацией российских захватчиков. Было очень непросто и в прямом смысле опасно релоцироваться на неоккупированную и безопасную территорию, но мы постепенно это сделали. Была и другая сложность: буквально сразу после начала полномасштабной войны все наши украинские клиенты приостановили работу. В то время доля европейских и американских клиентов Elit-Web составляла всего 30%.
Собственно этих 30% хватало лишь для того, чтобы удерживать компанию на плаву, выплачивать заработную плату сотрудникам и обойтись без сокращений штата. Нам пришлось искать пути экономии и сокращать бюджеты по многим направлениям. Но этот самый сложный этап мы все же прошли.
Начало возобновления украинского бизнеса пришлось на середину апреля
Почти два месяца с начала вторжения большинство наших клиентов были на паузе. И только в середине апреля начали активизироваться, возвращаться к продвижению, ведь спрос на многие группы товаров и услуг тоже начал восстанавливаться. А уже к лету спрос на некоторые товарные группы стал даже больше, чем в начале года.
Пока я могу сказать, что мы не видим дефицита ни в одной из бизнес-ниш, с которыми работаем:
Из этого графика можно увидеть, что есть довольно существенная просадка в секторе недвижимости и строительства. Зато значительно увеличился спрос в отраслях Solar Energy, оптовой и розничной торговли строительными материалами.
Я могу прогнозировать, что в 2023 году спрос по этим направлениям продолжит увеличиваться. Вместе с тем, будет расти конкуренция в этих нишах, особенно если мы говорим об интернет-торговле. Ведь для офлайн-точек продаж сейчас не лучшие времена из-за регулярных отключений света, да и вообще высоких рисков. Поэтому совет для вас: в 2023 году делайте акцент именно на интернет-продвижении и развитии онлайн-продаж.
Несколько слов о динамике трафика по отношению к клиентам Elit-Web
Буду говорить именно о нашем опыте.
В конце февраля и марте 99% наших украинских клиентов просели по трафику минимум на 10%. Максимум — на 85%. А если попытаться определить средний показатель, то он составляет 40%. Это очень много!
Ситуация стала действительно заметно улучшаться только спустя три месяца после начала полномасштабного вторжения. То есть уже летом. В настоящее время многие из наших клиентов смогли выйти на довоенные показатели, а около 53% даже начали получать больше трафика, чем имели в феврале 2022 года. К величайшему сожалению, это касается далеко не всех направлений бизнеса.
В настоящее время около 30% клиентов Elit-Web получают меньше трафика, чем до 24 февраля 2022 года.
Но я хочу заметить, что подобные просадки не всегда вызваны войной. Есть и другие важные факторы: обновление алгоритмов Google, переход сайтов на украиноязычную версию. Также не забывайте, что в начале года большинство клиентов приостановили продвижение в принципе. А это не может не отражаться на позициях.
Тренды в бизнесе, актуальные для Украины
Украина — технологически развитая страна. По многим направлениям мы даже опережаем европейцев. Однако будем откровенны: многие бизнес-тренды приходят к нам с определенным опозданием. То есть то, что было актуально в странах Европы еще вчера, к нам придет только завтра.
Но это действительно плюс!
Я объясню. У нас с вами есть прекрасная возможность наблюдать за развитием западных бизнес-трендов и как следует подготовиться к их активизации в наших реалиях, чтобы использовать более эффективно. То есть мы можем успешно перенимать опыт коллег и конкурентов, исключив при этом допущенные ошибки.
С другой стороны, Украина и украинский бизнес в условиях войны это уникальный опыт, которого нет у других. Взять в качестве примера тренд на патриотизм (в хорошем смысле, конечно). Сейчас бренды с активной проукраинской позицией привлекают гораздо большее количество клиентов, пользуются доверием и развиваются очень энергично. Но здесь очень важно сохранять правильный баланс, чтобы искренний патриотизм не перешел в так называемую «шароварщину». А это удается далеко не всем. Поэтому необходимо внимательно работать над контентом и формировать правильный образ бренда. Это важно не только сейчас, но и в будущем.
Несколько кейсов Elit-Web в период военного времени
Буквально несколькими словами хочу описать наши «кейсы военного времени».
Магазин товаров для маникюра LillyShop
Мы предоставляли LillyShop услугу SEO-продвижения и достаточно быстро смогли достичь довоенных показателей трафика. Уже в апреле объемы трафика преобладали в феврале. А к ноябрю они стали вдвое выше мартовских показателей:
В то же время существенно укрепились позиции сайта в Google:
Уже с мая мы наблюдаем за стабильным ростом количества заявок на сайте:
Магазин штор и роллетов MANOV
Основной упор в рекламной кампании сделан на контекстной рекламе. Это был оптимальный путь для бренда, чтобы после длительной паузы в продвижении быстро напомнить о себе клиентам и привлечь новую аудиторию. Результаты оказались достаточно показательными:
Вместе с тем, объемы трафика также выросли очень существенно — более чем в 5,5 раза, если сравнивать с мартом:
Ключевые тренды в продвижении и прогнозы на 2023 год
На самом деле, мы сейчас работаем в условиях колоссальных метаморфоз бизнеса и технологий продвижения. И если бы мы пытались перечислить все новые тренды, то не хватило бы и нескольких лонгридов. Поэтому я попробую сконцентрироваться на четырех из них, которые считаю наиболее значимыми.
1. Качественный и полезный контент
Не могу сказать, что этот тренд новый. Но в грядущем году он будет еще более значимым. Качественный контент — это важно как для ваших клиентов, так и для поисковых алгоритмов. Поэтому советую обязательно сделать экспертный контент частью вашей коммуникационной стратегии. Что касается нас, то мы в Elit-Web пытаемся давать максимум полезной информации и знаний клиентам. А в начале войны создали Штаб Digital-поддержки, в котором делимся своим опытом, кейсами, советами для бизнеса и предоставляем бесплатные консультации подписчикам.
2. Социальный подход в продвижении
Очень важно подходить к маркетингу и продажам не с точки зрения «что бы хотели получить мы», а с позиции «что будет самым полезным и эффективным для нашего клиента». Вскоре после войны мы даже бесплатно возобновили работы по некоторым проектам, чтобы не терять полученные результаты. Это помогло клиентам сохранить позиции и со временем возвратиться к комплексному продвижению.
3. Демонстрация экспертности и формирование лица команды
Лично мы планируем больше привлекать экспертов в маркетинговые активности. И вам рекомендуем действовать таким образом. Привлекайте послов бренда и кооперируйте с экспертами. Это несколько труднее, чем кажется на первый взгляд, ведь побуждать крутых технарей выступить на ивенте, дать интервью или записать видео — настоящий вызов. Но работать в этом направлении очень важно.
4. Развитие партнерских отношений
Для нас каждый клиент — это одновременно и партнер. Таким образом, мы постепенно строим собственное небольшое партнерское коммьюнити и планируем работать в этом направлении и дальше. Украинский бизнес в современных условиях, так или иначе, должен сотрудничать, формировать новые партнерские связи и укреплять их. Это позволяет обмениваться опытом и советами, поддерживать друг друга и формировать единую клиентскую базу в экосистеме брендов.
Как война изменила поведение украинского потребителя и что будет дальше?
До войны украинский рынок предложения существенно превышал рынок спроса. Конкуренция в популярных бизнес-нишах оставалась действительно высокой. У потенциального клиента была возможность сравнить разные предложения и принять наиболее выгодное для себя решение.
Сейчас все изменилось. Количество предложений уменьшилось, в некоторых сегментах у клиентов уже не так много вариантов. Оффлайн-магазины работают в очень коротких режимах, некоторые группы товаров стали дефицитными. Поэтому, выбирая какой-либо продукт, клиент прежде всего интересуется, есть ли он в наличии, как быстро его можно получить, возможны ли скидки, бонусы, бесплатная доставка.
Особенно остро после 24 февраля встал вопрос, вышел ли бизнес из страны-агрессора, если раньше он там работал. Большинство украинцев отказываются от товаров и услуг брендов, каким-то образом связанных с врагом. В то же время растет популярность именно украинских брендов. Мы видим желание соотечественников поддерживать нашего производителя тем самым стимулировать развитие экономики страны.
Вместе с тем сократилось время принятия решения о покупке. Украинцы все реже откладывают важные покупки на потом; и если они могут приобрести нужный товар или воспользоваться услугой, то сделают это как можно быстрее. А для предпринимателей это несомненный плюс.
Что будет дальше?
Дальше будет победа! Как и каждый из вас, я прекрасно понимаю, что мы достигаем ее чрезвычайно высокой ценой. Но меньше всего, что можем сделать мы с вами, — это работать дальше. Двигаться вперед, несмотря на препятствия. Поэтому я хочу обратиться к каждому украинскому предпринимателю. Не останавливайтесь! Действуйте! Ищите новые пути для развития в Украине и за ее пределами. Враг хочет сломить нас. Но это ему не удалось 24 февраля. И точно не удастся в 2023 году — году украинской победы!
Спасибо вам за внимание. С Новым годом!
Мы победим!