Вендингом называется розничная продажа товаров или оказание услуг при помощи специальных установок, работающих в автоматическом режиме. В Украине это направление развивается с конца 90-х годов. В начале второго десятилетия XXI века 60% оборудования приходилось на кофейные автоматы (кофемашины, кофематы). Еще 30% рынка занимали платежные терминалы. Оставшиеся 10% приходились на устройства по реализации напитков в банках и бутылках или снеков. Прочие, а именно автоматы, предлагающие поп-корн, газеты и журналы, табачные изделия, карты предоплаты, кондоматы, сокоматы и т.п. встречались редко.
Вендинговый бизнес чрезвычайно выгодный. Он не требует больших вложений, дает приличный доход и сравнительно быстро окупается.
Типы автоматов
В розничной вендинговой торговле выделяют несколько направлений, для каждого из которых предусмотрены определенные типы автоматов:
- Продажа штучных товаров (сигареты, жевательные резинки, презервативы, бахилы и пр.), упакованных продуктов (чипсы, напитки в бутылках или банках, попкорн, шоколадные батончики), небольших игрушек.
- Реализация чая, кофе, прохладительных напитков.
- Игровые автоматы.
- Электронные весы.
- Массажные кресла.
- Музыкальные автоматы.
Самыми популярными на сегодняшний день являются кофемашины. Далее речь пойдет именно об этом виде бизнеса.
Достоинства и недостатки вендинга
Плюсы
Главное преимущество бизнеса на кофемашинах в том, что кофе является очень популярным напитком. Реклама ему не требуется. Функции поставленного на видном месте автомата понятны с первого взгляда. Не надо беспокоиться, будут ли клиенты. Более того, на стенках аппарата можно разместить стороннюю рекламу для получения дополнительной прибыли. Среди прочих достоинств:
- Относительно небольшие первоначальные финансовые вложения, особенно если купить б/у или в рассрочку.
- На первом этапе достаточно одного автомата.
- Не требуется специальное торговое помещение, склад и персонал. Установки предельно простые в подключении, управлении и обслуживании. Все может делать сам владелец, так же, как и вести отчетность.
- Есть возможность изменять ассортимент в зависимости от спроса.
- Машина занимает мало места, арендная плата получается невысокой.
- Автомат работает без перерывов.
- Кофемашины в хорошем состоянии высоко ликвидны. Если решено свернуть дело, оборудование можно продать.
Важно и то, что в случае успеха вендинговый бизнес легко расширить. Для этого достаточно приобрести дополнительные автоматы.
Минусы
Из недостатков ведения бизнеса на кофейных аппаратах прежде всего называют конкуренцию в мегаполисах и определенное влияние сезонности. Все-таки летом чаще берут прохладительные напитки.
Риски
Риски тоже есть, но при грамотной проработке бизнес-плана их можно преодолеть. Неудачно выбранное место негативно скажется на размерах доходов. Так что надо внимательно изучить трафик. Чтобы уберечь автоматы от вандализма, лучше располагать их там, где есть охрана (торговые центры) или в зоне действия камер слежения. Чтобы не было проблем с ремонтом, рекомендуется покупать машины популярных брендов.
Общая схема
Общая схема организации вендингового бизнеса выглядит следующим образом:
- Анализ рынка.
- Оформление документов.
- Приобретение торгового аппарата.
- Установка автомата.
После этого можно начинать работу.
Оформление документов
Тем, кто начинает бизнес с нуля, надо зарегистрировать ФОП. Указать КВЭД — 47.99. Сходить в налоговую. Ознакомиться с правилами розничной торговли.
Согласно украинскому законодательству следует получить разрешение на установку аппарата. Если он будет работать в магазине владельца, то этого достаточно, а если в точке реализации непродовольственных товаров, то потребуется дополнительное соглашение. Поскольку автомат считается малой архитектурной формой, то в случае установки его на улице или в торговом центре надо получить подтверждение, что это не запрещено. Так что придется подать запрос в управление градостроительства.
Так как машина для вендинга относится к точкам розничной торговли, то на нее распространяется Закон о защите прав потребителей. На видном месте должна быть информация не только сортах напитков, но также о емкости стаканчиков и цене за каждый объем. Здесь же — номер телефона владельца. Сертификаты на аппарат и ингредиенты надо держать «под рукой», чтобы предъявить их по первому требованию.
Если потребуется, надо заключить договор об аренде площади под машину. После чего — получить разрешение из санэпидстанции и пожарной охраны.
Советы по выбору кофемашины
Выбор автомата во многом зависит от того, где ему предстоит работать. Например, в торговом центре с большим трафиком и внутренней охраной лучше поставить новое устройство с максимальной функциональностью. А в студенческом общежитии, на улице или в другом месте с высоким риском вандализма подойдет скромный б/у на 5-6 основных напитков. В гостиничном ресторане достаточно настольной кофемашины. По параметрам:
- Минимальный ассортимент — 5 напитков: эспрессо, капучино, американо, горячий шоколад, латте. Не помешает хотя бы один вид чая.
- Функциональность. Чем она выше, тем аппарат дороже, зато с ним легче работать.
- Система подачи очищенной воды позволяет готовить кофе более высокого качества, чем из водопровода. Притом, разница может быть настолько серьезной, что, попробовав «водопроводного» кофе, клиент подумает: «Я здесь больше покупать не буду».
- Число миксеров, бойлеров и загружаемых стаканчиков зависит от условий работы.
- Система защиты уместна при расположении автомата на улице либо в подземном переходе. Вариант — купить установку, сделанную из особо прочных материалов.
- Платежная система часто отсутствует, надо ставить. Машина должна, как минимум, принимать и бумажные деньги, и металлические.
Если цена нового агрегата кажется слишком высокой, то можно купить б/у. Только надо выбирать изделия, которые прошли предпродажную подготовку, на них дается полгода гарантии.
Финансовые расчеты
Затраты на открытие вендингового бизнеса делятся на базовые и текущие. К первым относятся расходы на приобретение автомата, платежи за открытие ФОП не учитываем. По вторым не принимаем во внимание оплату труда наемных работников (бухгалтер и мастер по ремонту). Будем считать, что владелец отчитывается сам, а новый аппарат в частой наладке не нуждается. Среднюю цену установки можно принять $2500. Аренда около $100, в небольших городах даже меньше. Электроэнергию кофемашина потребляет в количестве 3-4 кВт/сут., в зависимости от сырья. Вендоры со стажем советуют ориентироваться на среднее значение 180 кВт/мес. Получается около $10. В итоге:
№ | Наименование | Расходы, ($) | ||
Покупка | За месяц | За год | ||
1 | Приобретение автомата | 2500 | 2500 | |
2 | Аренда | 100 | 1200 | |
3 | Электроэнергия | 10 | 120 | |
4 | Ингредиенты | 300 | 3600 | |
5 | Налоги (по 2-й категории ФОП) | 45 | 540 | |
6 | Амортизация | 53 | 636 | |
7 | Всего за первый год работы | 8596 | ||
8 | Всего за второй год работы | 6096 |
Выручку определим из расчета продажи 50 стаканчиков в день по цене $0,5 за штуку. Это будет за месяц $750 и в год $9125. Таким образом, с учетом непредвиденных расходов, по итогам первого года работы кофемашина практически выйдет в ноль. Начиная со второго, она станет приносить прибыль:
$9125 — $6096 = $3029
По словам опытных владельцев, реально отбить свои деньги можно за полтора года. А еще, по их мнению, поставить один автомат в своем магазинчике, конечно, правильно, дополнительная прибыль еще никому не мешала. Но, если заниматься только этим, то более-менее серьезный бизнес начинается с 10-12 кофемашин.