Сильный маркетолог — это экономия бюджета на рекламу, рост конверсии продаж, целевой аудитории и развитие узнаваемого бренда.
Для поиска специалиста, который реализует цели компании мало проверить наличие высшего образования и портфолио у кандидата. Обсудим на что обратить внимание при поисках маркетолога для бизнеса, чтобы выбор был удачным.
Определится с требованиями к кандидату и его обязанностями
Понятно, что хочется найти универсального специалиста, который будет заниматься всем сразу, а получать одну зарплату и желательно, не очень высокую по рынку.
Реальность такова, что квалифицированный маркетолог, который может обеспечить результат, знает свою квалификацию и собственную ценность. Он не пойдет работать в компанию, где его заставят заполнять карточки товара и постить объявления в социальных сетях. Его задача не в этом.
Универсальных маркетологов много, у вас не будет проблем с поиском специалиста, который будет делать все, что ему скажут. Но если нужна позиция лидера на рынке в своей нише, высокие продажи и реальный специалист в команду, вы должны четко определиться с его обязанностями.
Фундамент обязанностей маркетолога — потребности компании. Перед написанием вакансии и проведением собеседований важно иметь ответы на вопросы:
- Какой у вас месячный бюджет на маркетинг?
- Какие маркетинговые цели приоритетны, а с чем можно подождать?
- Сколько времени вы готовы выделить специалисту на выполнение поставленных перед ним задач?
- Какова ситуация в компании сейчас, какая маркетинговая стратегия используется (точные шаги, цифры и этапы)? Что вы хотите изменить и какие результаты получить?
Ответы на вопросы позволят увидеть реальную ситуацию в бизнесе, ключевые проблемы и потребности. Обсуждать с маркетологом в первую очередь нужно эту информацию, а не количество дипломов.
Форма занятости специалиста
Вы можете взять маркетолога на полный рабочий день или найти специалиста на фрилансе. Чтобы сделать правильный выбор нужно подумать вот о чем:
- Реальное количество работы. Нанятого в штат специалиста дорого содержать и если постоянного объема работы для него нет, то брать в штат работника невыгодно. Обратить внимание следует и на то, что наемные специалисты менее гибкие, не адаптивны к изменениям, не всегда заинтересованы в результате (особенно, если доходы никак не связаны с этим результатом).
- Что вам важно: сотрудничество или иерархия? Нередко на маркетолога ложится весь диджитал, что требует от него функциональности. Мастер «на все руки» не обеспечит вам эксклюзивных услуг, от него не стоит ждать экспертных решений. Его устроит система, когда вы ставите задачу, а он выполняет. Узкоспециализированный маркетолог работает ювелирно, и в совершенстве знает свою нишу. Но в его зоне компетенции трудно рассказывать, что он должен делать. Таких людей нанимают, чтобы они рассказывали бизнесу, что делать. Нишевые маркетологи стоят дорого, их лучше нанимать для работы над конкретными проектами, без оформления в штат. В то же время, один нишевый маркетолог может заработать для вас больше денег, чем целый отдел «универсалов».
Определитесь с форматом занятости специалиста прежде чем напишете вакансию. Это сэкономит кучу времени и денег.
Образование, опыт работы, профессиональные скиллы
Есть рекомендации выбирать маркетологов только с высшим образованием. На практике надо обращать внимание не на количество дипломов из университета, а качество знаний специалиста.
Если ваша компания не стратегически важна для безопасности страны, не связана с человеческой жизнью, то отбирать работников по фильтру «диплом Гарварда» нет смысла. Большинство учебных заведений ориентированы на теоретические знания, а продажи бизнесу приносит практика, аналитика и эксперименты.
При поисках универсального маркетолога для бизнеса важно обратить внимание на такие показатели:
- Портфолио и кейсы. С чем специалист работал, какую работу выполнял, какие показатели его работы?
- С какими программами и сервисами работает? Что умеет? Сколько языков знает? Какие у него профессиональные контакты и есть ли они вообще? Например, взять на работу маркетолога с небольшой диджитал командой (дизайнер, программист, копирайтер и т.д.), выгоднее, чем с дипломом.
- Отзывы и рекомендации. Даже если маркетолог приходит к вам из другой компании, есть возможность собрать о нем информацию. Это позволит понимать, с чем вы можете столкнуться еще до начала сотрудничества.
Если нужен узкопрофильный специалист, здесь важно образование, дополнительные курсы, рекомендации и соответствие требованиям к нему. Маркетолога нанимают для заработка денег для бизнеса и сокращения расходов на рекламу. Профессиональный маркетолог может из каждой копейки выжать максимум.
Где искать маркетолога для бизнеса?
На сайтах трудоустройства сидят теоретики. Нет ничего проще, чем опубликовать резюме и ждать предложений. Настоящему специалисту такой подход интересным не будет, он без работы остается редко.
Если вам нужен маркетолог, обратите внимание и такие каналы поиска:
- профессиональные сообщества и сайты. Маркетологи, которые ведут собственный блог, работают над своим брендом имеют более высокую ценность, чем коллеги, которые пассивны в своем развитии;
- рекомендации и отзывы. В кругах предпринимателей обсуждаются стратегии, результаты, эффективность. Нередко там можно найти маркетолога, который будет эффективным и для вашего бизнеса;
- конкуренты. Компании следят за своими конкурентами и знают работников. Переманить специалиста из конкурентной компании — ваша возможность в разы повысить эффективность своей работы;
- курсы и конференции. На маркетинговых конференциях, форумах можно познакомиться с ведущими специалистами в своей области.
Краткое резюме
Перед поиском маркетолога, определитесь с потребностями компании и обязанностями специалиста. Подумайте, где такой маркетолог будет искать работу или проекты, используйте все каналы информации. Время потраченное на поиски специалиста окупится уже через несколько месяцев сотрудничества.
А что о поиске маркетолога знаете вы? Приходилось нанимать специалиста или самостоятельно искать работу в маркетинге? Поделитесь опытом.