Компания LOOQME провела исследование пиар-отрасли Украины — State of PR 2021, в котором приняли участие более 100 респондентов.
Учитывались такие критерии как гендер, возраст, место работы, KPI и измерения результатов, взаимодействие с медиа и коммуникация с журналистами, распределение рабочего времени, основные проблемы, прогнозы на будущее, бюджеты и прочее.
1. В PR доминируют женщины
Согласно исследованию State of PR, на них приходится 73% опрошенных, а на мужчин – 27%. Обратим внимание, что «женственность» PR-сфер подтверждается не только в Украине, но и на Западе. Например, согласно данным Бюро статистики труда в США по состоянию на 2020 год, количество женщин в PR-cфере составляет 66,4% от общего числа занятых.
Социолог Нью-Йоркского университета, Пола Инглад, комментирует эту ситуацию так:
«PR привлекателен для женщин как выбор профессии, поскольку он требует значительных инвестиций личного ресурса в построение отношений и расширение коммуникаций. А это две сферы, в которых женщины исторически были лучше по сравнению с мужчинами».
2. Лишь 7% опрошенных имеют образование, связанное с PR
Наибольшее количество специалистов пришло в PR-cферу по журналистике (24%). Чуть меньше филологов (18%) и политологов (10%).
41% опрошенных отметили, что получали дополнительное образование на курсах (LABA, Bazilik, Projector).
3. Две стороны одной медали: популярность услуг глазами бизнеса и PR-агентств не совпадают
64% представителей PR-агентств выделили «Антикризисные коммуникации» как самую популярную услугу. С этим согласились только 6% представителей бизнеса.
Представители PR-агентств ответили, что наибольшим спросом пользуются следующие их услуги:
- Антикризисные коммуникации – 14%;
- Внешняя пресс-служба/Media Relations – 13%;
- Подготовка контента – 13%.
Среди представителей бизнеса наиболее популярные услуги:
- SMM – 29%;
- Креативные проекты – 29%;
- Размещение платных материалов/спецпроектов – 28%.
Такой разрыв в понимании может перерасти в продуктивное направление работы между PR-агентствами и представителями бизнеса в будущем.
4. Пиарщики в работе больше всего фокусируются на связях с медиа
15,8% опрашиваемых отметили, что связи со СМИ являются одним из приоритетов в их работе. Среди приоритетных задач пиарщики также выделили разработку стратегии (14,1%) и антикризисные коммуникации (11,1%).
Кроме этого, роль коллабораций и партнерств была также высоко оценена (10,9%). Эта тенденция совпадает с общими настроениями западного рынка и, вероятно, с годами только усилится.
5. 45% еженедельно общаются с журналистами
Общение с журналистами – одна из неотъемлемых функций в работе пиарщика. И, как показали результаты исследования, с этим согласны большинство: 45% опрошенных еженедельно общается с журналистами, а 26% специалистов этой задаче уделяют внимание ежедневно.
6. На согласование текстов, бюджетов и стратегии уходит больше времени
Наиболее времязатратными задачами пиарщика является согласование материалов и бюджетов. Так считают 12,3% профессионалов. К задачам, на которые пиарщики тратят много времени, также входит подготовка контента для СМИ и соцсетей (11,4%).
Внутренние коммуникации с другими отделами (8,3%) и подготовка ивентов (8,1%) также выделены как достаточно затратные.
7. 79% пиарщиков считают репутацию компании очень важной
Измеряют же репутацию лишь 76% опрошенных специалистов. Чаще для оценки репутации используют анализ присутствия в медиа, анализ отзывов и анализ присутствия в соцсетях.
8. 81% опрошенных пользуется медиамониторингом
56% специалистов пользуются мониторинговыми системами каждый день. Из задач, которые помогает решать мониторинг, наиболее популярны — отслеживание выходов в медиа (15,3%) и анализ инфополя (12,6%).
К наиболее приоритетным типам медиа, которые мониторят, относятся интернет-издание (33%) и соцсети (27%).
9. Ограничение бюджета наиболее распространенная проблема среди пиарщиков
Ограничение бюджета считается наиболее распространенной проблемой 14,3% опрошенных. Эта проблема в топе как среди PR-агентств, так и среди специалистов со стороны бизнеса.
К вызовам бизнеса относятся также измерение влияния PR-усилий на бизнес результат (43%) и отсутствие границы между маркетингом и PR (37%). А PR-агентства помимо бюджетного вопроса выделяют еще проблему поиска квалифицированных кадров (13%).
10. PR-cфера изменится за следующие 5 лет
Сильные изменения в PR-сфере прогнозируют 63% специалистов. 35% считают, что изменения будут не слишком радикальны. Полностью подготовленными только 37% пиарщиков.
Среди наиболее заметных изменений выделяют увеличение роли технологичности (14,9%), рост влияния лидеров мнений (13,1%) и увеличение веса тем экологии (11,8%).
11. COVID оказал положительное влияние на развитие PR-сферы
Так считают 52% опрошенных специалистов. И лишь 19% считают, что влияние пандемии было отрицательным. Среди основных вызовов в ковидный и постковидный периоды выделяют удаленную работу (30%) и уменьшение бюджета (24%).
Zoom и Google meets – самые популярные инструменты, которые освоили пиарщики в работе на дому. Так считают 74% опрошенных.
12. Бюджет PR-отдела увеличился на 40% по сравнению с прошлым годом
Чаще всего решение по бюджету компании принимает CEO или руководитель агентства. С этим согласились 60% опрошенных.
Обратим внимание, если решение принимает CEO или руководитель агентства, то у 39% опрошенных специалистов бюджет рос, у 36% не менялся вообще. А когда решение по бюджету принимает финансовый директор, бюджет никогда не рос, а у 63% опрошенных даже уменьшился.