Большинство украинских предпринимателей (61%), несмотря на войну, вынужденную релокацию, сложности с логистикой и уменьшение объемов продаж продолжают работать, а 91% из тех, кто приостановил деятельность, готовы восстановиться в будущем. Таковы результаты исследования Mastercard SME Index, в рамках которого изучались состояние и ключевые потребности малого и среднего бизнеса в Украине, а также перспективы возврата к довоенному уровню.
- 61% украинских МСБ продолжают работать, несмотря на войну, адаптируя бизнес к новой реальности;
- 9 из 10 предпринимателей, приостановивших бизнес в результате войны, готовы возобновить работу в будущем;
- 53% считают, что для возвращения бизнеса к показателям довоенного уровня понадобится от одного до трех лет;
- 70% предпринимателей используют цифровые каналы продаж. Для 39% из ныне работающих бизнесов такие каналы приносят более половины всех заказов;
- 87% бизнесов предоставляют клиентам возможность безналичной оплаты, а каждый десятый принимает оплату криптовалютой.
Состояние и главные потребности малого и среднего бизнеса
Война оказала большое влияние на доходы малого и среднего бизнеса. 79% опрошенных констатируют уменьшение объема бизнеса, причем для половины предпринимателей такое сокращение достигает от 50% до 99%. В то же время, каждому пятому предпринимателю удалось сохранить (19%) или даже увеличить (2%) объемы бизнеса по сравнению с довоенным периодом.
Адаптируясь к новой реальности, каждый второй предприниматель (50%) вынужден был трансформировать свою бизнес-деятельность. Чаще всего эти изменения касались переориентации бизнеса на оборонные нужды страны (17%), перехода в другую сферу бизнеса (16%) или переноса производственных мощностей в другие регионы Украины или за рубеж (13%).
Для возобновления бизнеса потребуется время и поддержка. В зависимости от долгосрочной ситуации в Украине, 41% опрошенных прогнозируют возврат к довоенным показателям в течение года, 30% считают, что для этого понадобится от одного до двух лет, а 23% ожидают, что смогут полностью восстановиться не раньше, чем через два-три года. Среди главных потребностей активного бизнеса – новые заказы и рынки сбыта (56%), средства на развитие (33%) и помощь с логистикой (23%).
Впрочем, несмотря на уменьшение уровня доходов и сложности, с которым сталкивается малый и средний бизнес, украинские предприниматели активно донатят деньги на благотворительность и поддерживают волонтерские инициативы – об этом заявляют 74% опрошенных.
Диджитализация и безналичные оплаты
Активная диджитализация характерна для большинства представителей малого и среднего бизнеса в Украине. Так, 70% предпринимателей отмечают, что используют цифровые каналы продаж, среди которых наиболее популярны социальные сети (40%) и собственный сайт (33%). По оценке 39% опрошенных работающих предпринимателей именно цифровые каналы приносят их бизнесу более половины всех заказов.
«В последние годы мы видели, как цифровая трансформация помогает украинским предпринимателям развиваться, а сегодня диджитализация приобрела особое значение. Украинский малый и средний бизнес видит в этом важное условие своего восстановления и роста, и с позитивом смотрит в будущее. Уже две трети украинского малого и среднего бизнеса используют цифровые каналы, поэтому потенциал и необходимость дальнейшей диджитализации очевидны. Она играет важную роль в помощи украинским предпринимателям, и мы со своей стороны будем и дальше использовать свои технологии, инновации и экспертизу, чтобы помогать украинским бизнесам расти», – отметила Инга Андреева, генеральный директор Mastercard в Украине и Молдове.
Количество бизнесов, принимающих оплату за товары или услуги, в безналичной форме растет. Да, с началом войны 8% предпринимателей впервые начали принимать безналичные оплаты. В целом, согласно результатам исследования, сегодня 87% действующего бизнеса принимают оплату в безналичной форме – через POS-терминал, на банковский счет или посредством цифровых сервисов. При этом треть предпринимателей утверждают, что на безналичность приходится подавляющее большинство оплат (90-100%).
Украинские предприниматели проявляют заинтересованность и к новейшим платежным технологиям. Так, по результатам исследования, каждый десятый принимает оплаты за товары и услуги криптовалютой, а 24% бизнесов рассматривают такую возможность в будущем.
Многие годы Mastercard активно поддерживает украинский малый и средний бизнес, запуская специальные финансовые продукты, услуги и инициативы, направленные на расширение возможностей МСБ благодаря использованию современных платежных технологий. С начала полномасштабного вторжения по дополнительной поддержке бизнесов Mastercard временно отменила комиссию интерчейндж для безналичных расчетов в Украине. Кроме того, в этом году Mastercard в партнерстве с Министерством цифровой трансформации Украины открыли консультационный центр Дія.Бізнес для украинских МСБ в Варшаве, чтобы помочь оказавшимся за рубежом предпринимателям.
Mastercard также объявила о запуске новой инициативы в рамках программы Start Path, разработанной специально для украинских финтех-компаний и предпринимателей, которая предоставит стартапам возможность ускорить свое развитие и будет способствовать восстановлению экономики страны. Для дополнительной поддержки украинцам, и в частности, развития программ для малого бизнеса, компания выделила 3 миллиона долларов США через Mastercard Impact Fund.
О Mastercard SME Index
Mastercard SME Index — исследование состояния украинского малого и среднего бизнеса, проведенное компанией Gradus по заказу Mastercard в июне 2022 года. В онлайн-опросе принял участие 301 респондент – мужчины и женщины, являющиеся владельцами или руководителями микро-, малого и среднего бизнеса – в 20 областях Украины.
О Mastercard
Mastercard (NYSE: MA) — глобальная технологическая компания в платежной индустрии. Наша миссия — развивать и усиливать цифровую экономику, которая предпочитает всех и всюду через безопасные, простые, технологические и доступные транзакции. Используя защищенные данные и сети, наши партнерства и энергию, мы обеспечиваем решения и инновации, помогающие людям, финансовым институтам, правительствам и бизнесам реализовать свой наибольший потенциал. Наша культура и все, что мы делаем внутри компании и за ее пределами, определяется в соответствии с коэффициентом нравственности (decency quotient, DQ). Мы ведем бизнес более чем в 210 странах и территориях и создаем устойчивый мир, открывающий бесценные возможности для всех.