В то время как украинский малый и средний бизнес ищет пути возвращения к полноценной работе и продолжению развития, согласно исследованию Mastercard SME Index, среди главных потребностей предприниматели отмечают недостаток новых заказов и рынков сбыта (56%), средств на развитие (33%) и необходимость помощи в логистике (23%).
- 28% украинских МСБ, работающих во время войны, уже расширили свою деятельность на зарубежного потребителя, 21% планируют начать это делать в будущем;
- Среди стран-лидеров по продаже украинских товаров и услуг за рубежом являются — США (30%), Польша (27%), Германия (13%), Великобритания (10%), Литва (10%) и Канада (10%);
- Потенциальным украинским бестселлером за рубежом половина предпринимателей (49%) считают ИТ-услуги, а кроме этого дизайнерскую одежду и крафтовые продукты.
Для расширения рынков сбыта 28% работающих предпринимателей уже продают свои товары или услуги за границу: 16% приступили к зарубежным продажам до войны, 12% — после ее начала. 21% работающих МСБ планируют расширять географию продаж в будущем.
Расширение рынков сбыта
Сегодня украинские предприниматели больше всего продают свои товары и услуги на рынки США (30%), Польши (27%), Германии (13%), Великобритании (10%), Литвы (10%) и Канады (10%). Среди наиболее приоритетных рынков, которые украинский бизнес рассматривает для дальнейшего расширения географии продаж — Польша (61%), Болгария (13%), Великобритания (13%), Италия (11%) и Молдова (11%).
Основными барьерами, мешающими малому и среднему бизнесу выйти на иностранные рынки, является нехватка финансовых ресурсов (29%), профильных знаний (27%) и нехватка производственных мощностей (12%).
«Сегодня украинский бизнес демонстрирует пример стойкости и несокрушимости. 61% предпринимателей МПБ продолжают работать даже в условиях войны, и они нуждаются в нашей поддержке. Своей важной задачей мы считаем разработку технологических решений в поддержку бизнес-деятельности предпринимателей, отдельные инициативы по росту МСБ и финтех-стартапов, а также предоставление действенной консультационной поддержки для дальнейшего масштабирования украинского бизнеса», — отметила Инга Андреева, генеральный директор Mastercard в Украине и Молдавии.
Перспективность украинских товаров и услуг за границей
В рамках исследования Mastercard SME Index, предприниматели выделили IT-услуги (49%) как наиболее перспективный бестселлер Украины в мире, который будет наибольшим спросом на международной арене. Среди других потенциальных украинских бестселлеров назвали украинскую дизайнерскую одежду (28%), крафтовые продукты (26%) и украшения, в том числе ювелирные (23%).
Многие годы Mastercard активно поддерживает украинский малый и средний бизнес, запуская специальные финансовые продукты, услуги и инициативы, направленные на расширение возможностей МСБ с помощью современных платежных технологий. С начала полномасштабного вторжения по дополнительной поддержке бизнесов Mastercard временно отменила комиссию интерчейндж для безналичных расчетов в Украине.
Кроме того, в начале этого года Mastercard в партнерстве с Министерством цифровой трансформации Украины открыли консультационный центр Дія.Бізнес для украинского МСБ в Варшаве, чтобы помочь оказавшимся за рубежом предпринимателям. За время работы центра было предоставлено более 3000 консультаций, большая часть из них касалась открытия собственного дела за границей.
Mastercard также объявила о новой инициативе Start Path Ukraine, специально разработанной для украинских финтех-компаний и предпринимателей и призванной предоставить им возможность расти и способствовать восстановлению экономики Украины. Для дальнейшей поддержки усилий по оказанию помощи украинцам и стимулирования программ для малого бизнеса компания выделила 3 миллиона долларов США через Mastercard Impact Fund.