Фасилити-менеджмент набирает обороты. То, что прежде определялось как должность «заведующего хозяйством», теперь стремится переквалифицироваться в специальность фасилити-менеджера. Но что это такое, чем на самом деле должен управлять специалист ФМ и главное – что ждет его через 5 – 10 лет, только предстоит выяснить.
Что такое фасилити-менеджмент и кому он нужен?
Фасилити-менеждмент – слово, которое определяет систему управления внутренними и внешними функциями архитектурного сооружения. В современном городе каждое новое здание стремится к тому, чтобы существовать самодостаточно, как город в городе. Автономное функционирование не всегда оказывается успешным, если отдельные коммуникации и инфраструктуры обслуживаются различными организациями. Не лучшим выходом является и обеспечение нормальной жизнедеятельности сооружения его владельцем-управляющим. Именно поэтому в последние несколько десятков лет в развитых странах и растущих городах все более востребованной становится сфера фасилити-менеджмента.
Среди других причин востребованности такого направления в сфере управления недвижимостью является и растущая конкуренция на её рынке, и рост цен на энергоресурсы и рабочую силу. В стремлении сэкономить финансовые и временные расходы крупные строительные компании прибегают к услугам специалистов, централизованно обеспечивающих нормальное функционирование крупных офисных и развлекательных центров, жилых комплексов и даже отдельных районов.
Что составляет круг профессиональных интересов менеджера по фасилити услугам
Сфера обслуживания здания на первый взгляд кажется ограниченной делами сантехника, электрика, дворника и специалиста по интернет-услугам. Но это видение на деле оказывается крайне неверным: чем выше класс сооружения, тем больше требований жильцы (или сотрудники) выдвигают к сфере обслуживания. Поэтому кроме вышеперечисленных направлений следует добавить:
- клининг – уборку помещений, которая может включать и химчистку, и прачечную, и мойку окон и витрин;
- охрану;
- техническое обслуживание недвижимости, в том числе ремонтные услуги;
- кейтеринг – дистанционную доставку еды на договорной основе, а не в частном порядке. Это организация обедов для сотрудников, фуршетов и т.д.
- поставку товаров;
- благоустройство территорий, садовые работы;
- холодоснабжение, кондиционирование, вентиляцию.
Услуга facility-менеджмента набирает популярность по всему миру. Востребованность интенсивно растет, добавляя в год + 7-10% от предыдущих показателей. Но эта сфера услуг вынуждена быть особенно гибкой, ведь она не существует сама по себе, всецело завися от того, что происходит с недвижимостью. Изменения в области архитектуры, ландшафтного дизайна, городского планирования, плейсмейкинга вынуждают меняться и подстраиваться под новые требования и facility-менеджмент.
Факторы, которые определят будущее фасилити-менеджмента
Рассмотрим вначале глобальные факторы, которые будут влиять извне на сферу управления услугами по обслуживанию недвижимости.
1. Развитие умных городов
Главной ценностью умных городов становится комфорт, безопасность и здоровье его населения. С помощью технологических инноваций повышается эффективность обслуживания и удовлетворения нужд горожан. Однако технические инновации также нуждаются в обслуживании, сборе информации, ее анализе и т.д. Все это в недалеком будущем будет формировать область интересов фасилити-менеджмента.
2. Строительство зеленых сооружений и развитие «регенеративной» архитектуры
Развитые страны заинтересованы в «устойчивой» архитектуре, то есть экологически безопасной. Появляется все больше сооружений, которые смело можно назвать зелеными, так как в них выращиваются самые настоящие сады. Вскорости им на смену придет «регенеративная» архитектура с теплицами, плантациями и фермами. Обслуживать такие сооружения также будут фасилити-компании.
3. Переход на альтернативные источники энергии
Устойчивая архитектура также подразумевает переход на альтернативные источники энергии в получении света и тепла. Нередко здесь задействуется система сбора и переработки конденсата, дождевой воды и т.д. Уже доказано, что окупаемость технологий стабильно высокая, и современная архитектура обзаводится солнечными батареями и другими инновационными технологиями. Которые, безусловно, также требуют обслуживания.
4. Автоматизация
В стремлении сократить количество тяжелого физического труда человек увлекся автоматизацией и робототехникой. Среди близких прогнозов – появление, например, роботов-уборщиков. Возможно, автоматизированный клининг как сфера фасилити-менеджмента вскоре начнет интенсивно развиваться.
5. «Интеллектуальная» архитектура и интернет вещей
Интернет-вещей в управлении и обслуживании зданий с каждым днем набирает все большую популярность. Комфортные условия жизнеобеспечения без прямого вмешательства человека сейчас актуальны как никогда, что повлечет за собой необходимость разработки соответствующего программного обеспечения. Специалисты такого профиля уже востребованы, и эта тенденция будет только набирать обороты.
Теперь остановимся на факторах, которые не так очевидны, но в перспективе станут решающими для facility-менеджмента.
6. Технология BIM
Это технология, которая подразумевает комплексный подход в обслуживании недвижимости. В тесной взаимосвязи будут работать специалисты самых различных профилей от стадии проектирования до конечной эксплуатации.
7. Гибкость и качество
В меняющихся условиях и ситуации серьёзной конкуренции эти качества окажут решающее значение в развитии сферы управлении недвижимостью и услуг.
8. Аутсорсинг
Очевидно, что на смену управлению собственными силами придет аутсорс – система использования внешних рабочих ресурсов на постоянной, то есть договорной основе. Это позволит повысить эффективность и прибыльность предприятия.
9. Коворкинг и другие инновации
Большинство аналитиков прогнозируют существенные изменения и в самом механизме управления, и в его стиле.
Вероятно, новые тенденции — работать общаясь, повлекут за собой образование коворкинг-зон и отказ от традиционной офисной обстановки. Ожидается, что на место работы будет оказывать прямое воздействие сам сотрудник: его внешний вид, уровень образования и стиль поведения.