Значительные изменения в популярности каналов и типов контента продемонстрировало новое исследование медиапотребления среди украинцев, проведенное Gradus Research в октябре 2024 года. Отдельное внимание исследователи уделили изучению цифровых и традиционных каналов, продолжительности и другим особенностям потребления преобладающего развлекательного контента. К разработке методологии исследования были привлечены независимый медиа аудитор Kwendi, Суспільне и OMD Optimum Media Ukraine.
Новости теряют первенство среди категорий медиаконтента
Своим местом новостной контент уступает развлекательному — основной категорией контента для украинцев, которую выбирают 79% опрошенных, становятся художественные фильмы и сериалы. За ними следуют новостные и социально-политические программы (68%) и музыкальные программы (63%). Такие изменения коррелируют с изменениями в настроениях граждан на третьем году полномасштабной войны в Украине: люди в меньшей степени ожидают скорого завершения боевых действий, накапливается усталость от новостей, соответственно уменьшается и интенсивность слежки за событиями в режиме реального времени.
Новости в основном потребляют в мессенджерах
Telegram и другие мессенджеры являются ключевыми каналами для получения новостей, которые используют 75% респондентов, следуют социальные сети, такие как Facebook и Instagram (56%). Видеоплатформы, включая YouTube, также занимают значительное место (51%), что показывает популярность мультимедийного формата новостей.
Видеоплатформы остаются доминирующим источником развлекательного контента
Для развлечений украинцы чаще всего обращаются к YouTube и похожим видеоплатформам, что составляет 63% медиапотребления в развлекательной сфере. Популярность этих платформ особенно высока среди молодежи, активно использующей различные виды цифрового видеоконтента.
Социальные сети и мессенджеры также активно присутствуют среди источников для развлечений: там видеоконтент потребляют 58% и 53% опрошенных украинцев соответственно.
Доля Telegram в использовании мессенджеров стабильно высока
Даже, несмотря на запрет пользования этим ресурсом для госслужащих и военных на служебные устройства, Telegram в Украине продолжает занимать первое место среди мессенджеров (90%).
За ним следуют Viber (77%) и Facebook Messenger (51%). Доля пользователей этих платформ несколько уменьшилась по сравнению с мартом и октябрем 2023 года. Зато доля WhatsApp выросла с 21% до 30% за год.
Facebook, Instagram и TikTok — в топе социальных сетей украинцев
Facebook, Instagram и TikTok являются наиболее популярными социальными сетями. В общей сложности, 72% опрошенных в течение последней недели использовали Facebook, а 61% — Instagram. Такие сети являются важной платформой не только для новостей, но и социального взаимодействия и самовыражения.
Использование стриминговых сервисов входит в привычку
Среди стриминговых сервисов популярность по YouTube Music с долей в 45% респондентов. На втором месте — Spotify (15%). Украинцы все чаще слушают музыку или просматривают видео на этих платформах, что отражает постепенное изменение традиционных медиа в пользу цифровых платформ.
Растущая популярность стриминговых сервисов и социальных сетей в качестве основных каналов развлечений указывает на значительное влияние глобальных трендов, в частности среди младшей аудитории. Такие изменения свидетельствуют о формировании новых привычек потребления контента, что, вероятно, будет иметь долгосрочное влияние на украинское медиапространство и будет определять его дальнейшее развитие,
— комментирует результаты исследования Евгения Близнюк, социолог, основательница и директор Gradus Research.
Отчет исследования доступен на сайте Gradus Research по ссылке.