Оксана Петришин почти 14 лет работает в 1+1 media, начала свою карьеру здесь в 2010 году, возглавив отдел закупок и продаж контента телеканала ТЕТ. За это время сотрудничала с ведущими мейджорскими студиями 20th Century Fox, Walt Disney, NBC Universal, Paramount, MGM, Warner Bros., Lionsgate. В 2017 возглавила новый канал Comedy Comedy, а с 2019 года заняла должность генеральной продюсерки телеканала ТЕТ.
Роман Лукин, креативный продюсер телеканала ТЕТ, за свою карьеру принял участие в создании многих телевизионных проектов, сериалов, токшоу. Среди работ Романа – украинский комедийный сериал «Ромео и Джульетта из Черкасс», попавший на мировую стриминговую платформу Netflix. Также под его руководством возродилось популярное квиз-шоу «Я люблю Украину» – сегодня это один из лучших игровых проектов Украины.
Расскажите о том, как полномасштабная война повлияла на деятельность телеканала ТЕТ? В каком направлении сейчас развиваетесь?
Оксана Петришин: До начала полномасштабного вторжения телеканал ТЕТ был территорией юмора. Мы были легкими, положительными, все делали исключительно для ухмылки своих зрителей. Люди знали – когда они включают телеканал, в любое время могут получить заряд позитива, яркие эмоции, увидеть довольно лёгкий и знакомый им контент. Ничего не отпугивало, все было понятно.
Когда началось полномасштабное вторжение, мы поняли, что не можем оставаться такими, какими были до этого. Мы сначала присоединились к информационному марафону, но через несколько часов осознали, что есть семьи, которым нужна какая-то альтернатива, ведь они не могут постоянно быть в этом информационном потоке, чувствовать его, стрессировать. Поэтому некоторые украинские телеканалы перешли к более развлекательному контенту, но к успокаивающему. ТЕТ также был среди этих вещателей.
Роман Лукин: Слоган телеканала ТЕТ к началу полномасштабного – Все ради твоей улыбки. Сейчас он звучит как «Влюбленные в жизнь». Нам пришлось выполнить очень сложную задачу – остаться в развлекательном сегменте, но сделать его не таким узконаправленным на гедонистическую часть аудитории, а наоборот – расширить его, предоставив зрителям разрешение на развлечение. Это очень важно и сложно, потому что такой переход происходит в быстроизменяющихся условиях – прежде всего, это касается изменения настроений и потребностей потребителей контента.
Какой контент транслировал телеканал в начале войны? Расскажите, на что сместился фокус в производстве телевизионного продукта и перед какими трудностями встала ваша команда?
Оксана Петришин: С начала полномасштабного вторжения в нашей сетке появились полнометражные мультфильмы, художественные фильмы со счастливым финалом, сказки – то, что могло немного успокоить людей. Со временем мы поняли, что тот контент, который производили до войны, не ко времени. Но острота юмора и ситуации могли триггерить аудиторию, потому что именно цензурирование у нас было на достаточно высоком уровне в 2022 году. Мы не позволяли себе развлекаться, праздновать какие-нибудь выдающиеся даты даже в семейном кругу. Телевидение для людей было как эскапизм – немного отдохнуть, отвлечься, выдохнуть. Потому мы начали создавать безопасный контент. Мы все еще оставались на территории развлечений, но эти развлечения были довольно лёгкими, положительными. Контент должен был объединить у экранов семью, друзей, чтобы им можно было делиться, чтобы его можно было обсуждать.
Роман Лукин: Производство телевизионного контента на линейном телевидении имеет сложную технологическую цепочку. Некоторые продукты производятся годами. С другой стороны, как свидетельствуют исследования, в течение 2022-2024 гг. настроения и потребности зрителя меняются быстрее, чем мы производим продукт. Поэтому сегодня иногда бывает очень трудно внести актуальное изменение для того, чтобы подстроиться под зрительские потребности аудитории. Мы всегда пытались заглянуть немного вперед, а сейчас для того, чтобы создать актуальный для зрителя контент, нужно еще угадать его настроение, потребность и то, что может его триггерить. Это сложно.
Сейчас главная задача развлекательных телеканалов – не позволить зрителю уйти от реальности, а предоставить ему возможность подзарядить батарею. Все мы – живые люди. Все мы устаем, поэтому украинцам необходим отдых и перезагрузка. Также следует помнить, что во время войны телепроизводители должны быть особенно осознанными и нести ответственность за контент, транслируемый потребителям. Поэтому сейчас телеканал ТЕТ пытается не просто удовлетворить потребность зрителя в отдыхе и разгрузке, но показать ему новые точки зрения на ситуацию и подсказать правильные паттерны поведения.
Поделитесь, на что сфокусирована деятельность ТЕТ сегодня?
Оксана Петришин: Несмотря на все, мы должны оставаться бизнесом и мыслить категориями бизнеса. Креатив – это прекрасно, создавать контент – это вообще прекрасно (горжусь всеми коллегами и партнерами, которые продолжают это делать), но бизнес – там, где финансы должны подружиться с креативом. Поэтому мы стараемся находить новые форматы, новую технологию производства, которая поможет нам производить контент, чтобы сразу же его показывать – не в разрезе 1,5-2 года, а гораздо быстрее. Конечно, в этом помогает закупочный контент, потому что у нас очень много партнеров за рубежом, которые нас поддерживают. Это микс собственного и закупочного производства.
Расскажите, какой контент сейчас нуждается в зрителе и какую роль играет телевидение в удовлетворении этих потребностей?
Оксана Петришин: Если смотреть, как изменялись потребности в потреблении телевизионного контента, то в 2022 году, когда все смотрели новости, ТОП программ составили ТСН, специальный эфир на ТРК Украина и Факты на ICTV. На первую годовщину вторжения, в 2023 году, мы уже видим, что ТОП каналов немного изменился – СТБ (т/с «Мама – 2», «Фев. Год несокрушимости»), 2+2 (т/с «Я – Надежда») ), Новый канал («Le Маршрутка»). Программы этих телеканалов уже были актуализированы – с элементами темы о войне. У зрителя был спрос на это, они желали это созидать.
В 2024 году запросы изменились, и уже нет ни одного актуализированного контента. ТОП составили два художественных фильма – «Ангелы и демоны» (Новый канал), «Сумерки. Рассвет. Часть 2» (ТЕТ) и «МастерШеф» (СТБ) в качестве лучшей программы дня. Люди устают, они действительно хотят отвлечься и, возможно, сильная актуализация контента уже не очень им нужна, это не то, что они хотят видеть.
Роман Лукин: Одна из ключевых потребностей аудитории – воспроизводить жизнь до войны. Телевидение в этом контексте должно занять позицию, транслирующую стабильность, поддержку и безопасность в развлекательном контенте. Таким образом, через контент, который производит телеканал, имеем возможность помочь зрителю воспроизвести его жизнь до войны.
Также в современных реалиях у зрителя усиливается запрос делать что-либо вместе. Мы все чувствуем единение, сплоченность нации, задача телевизионной индустрии – поддерживать этот паттерн. Телевидение в этом контексте дает пример поведения референтных групп. К примеру, создавая телевизионный сериал, мы создаем новых героев, в которых зритель влюбляется, а поведение этих героев помогает найти ответы на вопросы и удовлетворить потребность в единении.
Кроме того, сейчас украинцы пытаются максимально нагружать себя работой, тратя на это свои силы и энергию. Но этот процесс не может быть бесконечен – каждый должен отдохнуть, почерпнуть откуда-то силы. Телевидение в этом контексте занимает место вознаграждения и снижение психологического напряжения, в то же время зритель все равно должен чувствовать, что он делает что-то правильное.
Расскажите о «Я люблю Украину», одном из самых успешных проектов телеканала. Как это шоу удовлетворяет запросы современного украинского зрителя?
Роман Лукин: Учитывая результаты исследований потребностей зрителей в условиях большой войны, мы решили перезапустить уже успешный в прошлом проект «Я люблю Украину». Это квиз-шоу со звездами, максимально развлекательный контент с очень важным подтекстом – просматривая программу украинцы собираются семьями, друзьями. Зрители играют, отдыхают, понимают, что делают что-нибудь полезное, ведь они узнают для себя новое об Украине, улучшают свои знания о ее истории, традициях. В плане удовлетворения потребностей современного зрителя это идеальный кейс – программа и поднимает настроение и придает новые познания.
После перезапуска Я люблю Украину мы увидели, что шоу нравится аудитории, именно это ей нужно. В дальнейшем, чтобы полностью удовлетворить запросы потребителей, нам нужно было либо предложить альтернативные версии программы, либо масштабировать уже существующую. Поэтому решили воспользоваться прекрасной возможностью и объединиться с нашим партнером MEGOGO, в результате чего была создана интерактивная версия «Я люблю Украину». Масштабировали этот проект до того, что сегодня это лучший интерактивный продукт на MEGOGO и на телеканале ТЕТ.