Середина осени — горячий сезон в мире маркетинга. Магазины продумывают стратегию действий на Черную пятницу и расписывают планы на сезонные распродажи. Покупатели в это время составляют списки покупок и добавляют в закладки желаемые товары. Чего ожидают обе стороны и как обычной пятничной распродаже удалось стать всемирным праздником, расскажет эта статья.
Откуда взялась Черная пятница
Идея Black Friday появилась в Америке — стране, где распродажа считается национальным хобби. Начал эту традицию Фрэнк Вулворт. В конце 19 века его прибыль упала до ноля, и чтобы спасти семью от голода, он распродал весь свой товар по цене в 5 центов. Отчаянный шаг принес ему недельную выручку за один день, поэтому вскоре коллеги взяли с него пример и распродажи распространились по всей стране.
История названия Черной пятницы имеет несколько версий. Одни связывают ее со стремительным падением цен на золото и банкротством скупщиков, которое пришлось на конец недели. Другие настаивают, что это выражение придумали полицейские, когда наблюдали за пробками и толпами людей в пятницу после Дня благодарения. Третьи рассказывают об обычае магазинов выделять прибыль в тетради черным цветом, который заполнял все страницы в четвертую пятницу ноября. В любом случае сейчас Черная пятница — это день масштабной распродажи почти во всех странах мира.
Что такое Киберпонедельник
Киберпонедельник — это старт распродаж в онлайн-магазинах, который появился примерно 15 лет назад. Он наступает после Черной пятницы и является продолжением праздника. Изначально Киберпонедельник был рассчитан на офисных работников, которые под впечатлением Black Friday продолжают делать покупки с офисных компьютеров.
С развитием онлайн-шопинга этот день стал не менее важным, чем Черная пятница, и проходит во многих магазинах. Также в этот день растет запрос на технику, так как люди часто ошибочно связывают название Киберпонедельник со скидками на гаджеты и электронику.
Особенности распродаж в Украине
Первая Черная пятница в украинских магазинах прошла 7 лет назад — в 2013 году. Сначала это был скорее маркетинговый ход с накрученными заранее ценами и фальшивыми скидками. Но постепенно магазины отказывались от подобного мошенничества и начали предлагать покупателям реальную выгоду.
Так появилась настоящая Black Friday в Украине, но со своими особенностями:
- распродажа особенно успешна в интернет-магазинах;
- магазины дарят скидки только на часть товара;
- акции длятся дольше, чем 24 часа, и могут растянуться на 2 недели;
- Киберпонедельник иногда переносят на зиму.
До 2020 года Черная пятница стала традиционным событием и распространилась по всех торговых точках Украины: от онлайн-бутика локального бренда до огромного зала всемирно известной сети гипермаркетов.
Выгода Black Friday для магазина
Главная причина участия магазинов в Черной пятнице — собственная выгода, которая проявляется по-разному. Большим и популярным торговым сетям масштабная распродажа позволяет освободить склады для новых коллекций и избавиться от залежалого товара. Брендам из бюджетного сегмента удается в этот день получить огромную прибыль благодаря увеличению количества проданного товара, даже при значительных скидках.
Особенное значение Black Friday имеет для небольших брендов и магазинов. Это отличный способ привлечь внимание, запустить эффективную рекламу и завлечь посетителя «на свою территорию». Если хорошо продумать стратегию на этот период, можно получить немало постоянных клиентов и отличную прибыль.
Что получает покупатель
Как уже говорилось, Черная пятница постепенно перешла от маркетингового жульничества до идеального баланса между выгодой магазина и экономией покупателя. Так, в этот день даже дорогие товары элитных брендов стают на шаг ближе и реальнее. Скидки на почти весь ассортимент позволяет сделать запланированные покупки и сэкономить при этом немалую сумму. Black Friday на EVA.UA, Розетке, ЛаМоде и сайтах других популярных магазинов дают возможность позволить себе немного больше, чем всегда. Также Черная пятница — это отличный способ открыть для себя новые бренды и продукты.
Чего ожидать в 2020 году
Толпа, вбегающая в дверь торгового центра, очереди возле касс и ночевки у порогов брендовых магазинов. В 2020 году об этих атрибутах Black Friday можно забыть. Из-за эпидемии коронавируса распродажа переместится из оффлайна в онлайн, а количество людей в магазине будет строго контролироваться. Поскольку бизнес потерял прибыль за весну и лето, следует ожидать более щедрых скидок от одних магазинов и полный отказ от распродаж от других. В любом случае эта Черная пятница пройдет в маске, на дистанции и в облаках антисептика.