Хорошие и плохие герои, как и сам героизм, канули в Лету вместе с эпохой модерна. Мир плавно качнулся в сторону метамодерна, где можно быть каким угодно, но очень важно быть искренним.
Соблазнительная блондинка из «Основного инстинкта», воинственная и сексапильная Лара Крофт, взбалмошная и нежная Харли Квинн… Эти героини понятны разным культурам и поколениям, потому что они воплощают архетипы.
Термин «архетип» — из дискурса психологии. Ввел его в 1919 году основоположник аналитический психологии Карл Юнг, который утверждал, что есть проблемы, общие для всех людей, и у человека есть способность понять их на бессознательном уровне, потому что каждый имеет представление об отношениях любовников. Он выделил 12 архетипов личности, каждый из которых наделен определенным набором признаков: простодушный (The Innocent), славный малый (The Regular Guy), герой (The Hero), заботливый (The Caregiver), искатель (The Explorer), любовник (The Lover), бунтарь (The Destroyer), творец (The Creator), правитель (The Ruler), маг (The Magician), мудрец (The Sage) и шут (The Jester).
Некоторые архетипы достались нам в наследство еще от древних греков. Например, фигура роковой женщины (любовник, The lover) берет начало еще с древнегреческой Цирцеи, которая заманивала мужчин в свой дом и превращала их в свиней. Таинственная, соблазнительная и опасная Кэтрин Трамелл из фильма «Основной инстинкт» — воплощение именно этого архетипа.
Хорошим примером роковой женщины в современном кино может считаться и героиня Фиби Уоллер-Бридж из сериала «Дрянь». Этот проект не только стал новаторским и свежим в сериальной культуре, но и изобразил женщину, говорящую на камеру о сексе и собственной сексуальности, абсолютно реалистичную и живую.
Ее знают все соседи, ведь она так мила и приветлива. Все просто без ума от прелестницы, которая помнит все даты и праздники. Ангельская внешность, широко распахнутые глаза, худощавая фигура, голос больше похож на щебет… Эта внешность — ее 100% алиби. Действительно, кто поверит, что умница-красавица смогла убить, своровать и подставить обидчика? Это архетип Медеи, который позже Юнг классифицирует как шут (The Jester) — обаятельной девушки с характером настоящей злодейки. На экранах его прекрасно воплотила Розамунд Пайк в фильме «Исчезнувшая».
В ходе многих лет эволюции канонический сюжет, в котором Персей спасает Андромеду, претерпел заметные изменения. Ранее супермены рисковали жизнью ради прекрасной дамы, а в последней серии «Мстителей» героический поступок совершает именно Черная вдова.
Архетипы как элементы коллективного бессознательного находят отражение и в повседневности. Это наследие досталось нам от предков в виде фольклора, мифов, дошло до наших дней в кинообразах. Коварство знакомых образов в том, что человек, попадая в определенные сценарии, неосознанно делает выбор и реагирует на внешние обстоятельства, совершает определенные поступки.
Теория архетипов нашла практическое применение в брендинге. Она помогает не только создать уникальный образ бренда, но и найти наиболее эффективный подход к клиентам. Проще говоря, манипулировать ими. Только не говорите, что вам незнакомы импульсивные покупки!
Самоопределение — бич нашего времени. Сегодня люди все чаще задаются вопросом «Кто я?». Развитие новых медиа, кроме прочих плюсов, дает возможность исследовать себя.
Самостоятельно или со специалистом исследовать свою природу в движениях, эмоциях и мыслях, что иногда громче любых слов звучат во взгляде. И наконец показать миру себя. Настоящую.