Механизм рекомендаций на базе машинного обучения, контекстуальные бандиты, микротаргетинг, в котором индивидуализация месседжа соединилась с индивидуализацией получателя с помощью информации из соцсетей — так изящно за вашим вниманием охотятся в сети.
Какие результаты дает такое привлечение внимания? Что является сырьем, а что продуктом в экономике внимания? Как успешно развивается экономика внимания в Украине?
Ответы ниже. Чтение займет 6 минут вашего времени.
Работа с информацией/знаниями стала одной из производительных сил общества, а иные интересы экономики извлекают другие типы инфраструктур.
Страны начинают «наращивать иные мускулы», создавая свое благополучие, опираясь на иные сферы. Экономист Джеффри Сакс выделяет воображение, как новый вид сырья:
«Для цивилизации Третьей волны одним из главных видов сырья, причем неисчерпаемым, будет информация, включая воображение.»
Оторваться от железа и заняться инженерией внимания.
Современные инженеры разрабатывают петли внимания: проектируют для юзера моментальные дофаминовые реакции от обратной связи, подпитывают его первобытные эмоции — новые алгоритмы разрабатываются для удержания внимания пользователей платформы с целью максимизации доходов от рекламы и сбора информации.
Экономика внимания подразумевает, что потребитель заплатит вниманием за ресурс — информацию, эмоцию, впечатление.
Задача экономики внимания — распределение ресурсов между разработчиками приложений, создателями контента, потребителями, которые потратили больше всего времени на приложение, и создателями приложений, которые лучше всего сотрудничали с другими приложениями и оставили пользователя в интернете потреблять трафик дольше. Вот такие обменные процессы.
У экономики внимания есть и теневая сторона: продажа поддельных кликов, ботов из поддельных источников новостей рекламодателям.
Аарон Гринспен (бывший соратник Цукерберга, получивший хорошие, но недостаточные отступные, чтобы молчать) говорит:
«Половину пользователей, то есть 1 миллиард, в нем составляют боты. Но Facebook никогда не сознается в этом, поскольку он продает рекламу и этим фиктивным людям».
Но это не точно, так как хороший партнер — это партнер без приставки “экс”.
Для работы с вниманием контент-машина Netflix наняла 140 человек, которые разрабатывают алгоритмы поведения зрителя, а «Амазон» нанял 150 специалистов в сфере бихевиористской экономики, имеющих PhD, которые будут побуждать нас совершать еще более импульсивные покупки.
Но главная фишка Netflix — рекомендационная система при помощи искусственного интеллекта. Ее первые наброски существовали еще когда компания занималась прокатом дисков. На основе истории просмотров, удержания, впечатления от просмотренного (в конце можно поставить лайк или дизлайк) сервис рекомендует контент и пишет, насколько процентов тот или иной фильм или сериал подходит именно тебе.
У украинского стримингового сервиса Megogo смешанный принцип работы с контентом, в виду меньшего рынка сбыта. Например, редакция формирует общие рекомендации для всей аудитории, группируя фильмы по творческим и вкусовым параметрам. Но также есть и автоматические алгоритмы, которые анализируют предпочтения каждого отдельного пользователя и составляют персональные рекомендации.
Будущее спрятано именно в алгоритмах Netflix. В результате такой работы создается нарратив.
Нарратив — это понятие из литературоведения, но распространяется на разные сферы.
Нарратив приходит из развлекательного жанра. Первые нарративы, вроде сказки «Красная Шапочка», возникли у человечества 6–8 тысяч лет назад. Сказки простым языком рассказывали правила поведения, поэтому они живы и сегодня.
Нарратив может внести в общество стабилизацию или дестабилизацию.
Кроме управления нарративом, цифровыми алгоритмами, Netflix создает свой контент.
Первый сериал собственного производства Netflix выпустил в 2011 году. Продакшн обошелся в 100 млн, инвестиции в собственный контент принесли Netflix 200 млн пользователей. Такая вариативность помогает Netflix удерживать и наращивать подписчиков, сейчас их более 182 млн.
В 2020 году, когда мировая контент-машина остановилась, Netflix продолжал снимать. Сейчас в компании работают тысячи людей из Голливуда. Из-за этого случаются противоречия. Инженеры для продвижения фильмов предпочитают алгоритмы, а голливудские руководители — рекламные щиты и вечеринки.
Вслед за мировым гигантом зимой 2020 1+1 Digital Studios задали тон в индустрии стриминговых сервисов в Украине и презентовали смелый сериал о современной украинской молодежи, ее проблемах, взглядах на жизнь и отношения — «Секс, Инста, ВНО» (SIZ).
Все серии сериала «Секс, Инста, ВНО» (SIZ) уже можно посмотреть онлайн на Youtube. В декабре сериал можно было приобрести за 79 гривен.