К 2035 году, 37% новоприобретенных авто будут иметь расширенные возможности автономного управления. Что делают инженеры для самоуправляемых автомобилей уже сейчас и какие предпосылки появления автопилота в Украине — рассказали эксперты GlobalLogic.
По прогнозам, рынок самоуправляемых авто достигнет $557 млрд к 2026 году (с $54 млрд в 2019). Tesla была одной из первых компаний, начавших массово производить электромобили, оснащенные датчиками и ПО для автономного вождения. Впрочем, она не единственный игрок на рынке — десятки автопроизводителей сосредоточены на разработке решений для автопилотов, в частности:
- Volvo вместе с Aurora Innovation представили самоуправляемые грузовики Volvo VNL Autonomous на ACT Expo в Лас-Вегасе. Технология автопилота Aurora Driver использует комбинацию ПО на основе ИИ, а также камеры, радары, датчики и компьютеры для навигации по дорогам.
- Volkswagen планирует начать тестирование роботокси в Гамбурге в 2026 году. Компания уже воплощала пилотный проект с самоуправляемыми такси в Остине, США, в 2023 году.
- Недавно Mercedes-Benz стал первым автопроизводителем, которому разрешили провести тестирование автопилота 4 уровня (где система полностью контролирует управление авто) в Пекине.
От «свободных рук» до полной автоматизации: что сейчас предлагают автопроизводители
Сейчас производители предлагают системы уровня «свободные руки» — когда авто выполняет часть операций без участия водителя. Однако, как в США, так и в Европе, свободные руки разрешаются только с системами мониторинга состояния водителя и его фокуса на дороге. Кроме того, такой уровень автоматизации допустим только в ограниченных средах, например на автобанах с лимитом по скорости. Следующие уровни — «свободные глаза» (водитель может не следить за дорогой, но все равно сидит за рулем), «свободный ум» (водитель не участвует в управлении, ответственность за поведение авто переводится на автопроизводителя) и «полная автоматизация» (авто двигается без присутствия водителя и руль уже становится опцией). Для последних двух уровней нужны изменения и внутри самого авто, и в окружающей его среде.
Что должно измениться на уровне авто?
Пока автопилот не готов к масштабному применению. Самоуправляемые авто безопасны в достаточно контролируемой среде, где нет собак, детей, тумана и всегда хорошая разметка. Впрочем, мир вокруг достаточно сложен и непредсказуем. В подготовке самоуправляемых авто к реальности помогает, в частности, ИИ. Автопилот тренируют на реальных данных (датасетах) из десятков разных сенсоров (лидеры, радары, камеры, ультразвуковые датчики и другие), обучают его распознавать дорогу, объекты, контекст, ситуации. Ускорить интеграцию ИИ в самоуправляемые авто будет помогать SDV (software defined vehicle) платформа — решение от инженеров GlobalLogic, помогающее разрабатывать и тестировать ПО для авто.
Что должно измениться в среде и чего не хватает Украине?
Инженеры выделяют 5 предпосылок появления автопилота на дорогах Украины:
- Изменения в законодательстве и регуляциях, позволяющие запуск по крайней мере экспериментальных сервисов роботизированных такси.
- Создание «сценариев пользования», где внедрение автопилота будет оправдано: например, самоуправляемые грузовики могут снизить расходы логистических компаний. Ведь автопилоту не нужны остановки на маршруте.
- Привлечение инвестиций в развитие инфраструктуры. В частности, это касается внедрения 5G, ускоряющего обработку и передачу данных, и создание дорожной инфраструктуры (разметка, покрытие, освещение и т.п.).
- Введение страхования рисков автопилотов является задачей как локального, так и международного уровня. Решение вопроса, кто несет ответственность за нарушение ПДД и транспортные происшествия.
- Создание центров обслуживания самоуправляемых автомобилей с квалифицированными специалистами и технологической оснасткой.
Появление автопилота в Украине будет результатом синергии автопроизводителей, инженеров, государственных органов и страховых компаний. Первые автопилоты в такси или доставке могут появиться через 3-5 лет. Уже сейчас инженеры работают с лидерами отрасли и обмениваются опытом. Это позволит лучше имплементировать новейшие решения в Украине”,
— комментирует Сергей Найда, вице-президент по инжинирингу GlobalLogic.