В драматические времена все мы пытаемся оценить ситуацию, понять, что происходит и куда двигаться дальше. Это касается и украинской сферы digital во время войны. Недавно команда сервиса Serpstat провела опрос digital специалистов Украины о том, как они живут и работают в условиях войны.
Предлагаем вам результаты исследования.
Количество участников и демографические данные опрошенных
В общей сложности получены ответы от 982 маркетологов и digital специалистов. Выборка максимально широка по всем критериям. Аудитория блога Serpstat очень большая и разнообразная. Это и все основные демографические показатели делают исследование репрезентативным.
Поскольку демографические характеристики влияют на ответы, рассмотрим эти параметры более подробно.
Распределение между мужчинами и женщинами оказалось почти равным: 55% и 45% соответственно. Фактор пола очень важен в исследовании. Он прямо повлиял на ответы. Очевидно, что очень многие мужчины в условиях полномасштабной агрессии РФ против Украины ушли в армию. В то же время именно женщины с маленькими детьми.
Медиана возрастного показателя составляет 36 лет. Также довольно небольшой разброс между численностью возрастных категорий. У 45% опрошенных есть дети.
География проживания
Большинство опрошенных проживают в пяти областях Украины. Среди них: Харьковская (10%), Днепропетровская (8%), Одесская (9%), Киевская (37%), Львовская (8%).
Остальные 28% опрошенных живут в других областях:
- Тернопольской;
- Житомирской;
- Черкасской;
- Ровенской;
- Волынской;
- Николаевской;
- Закарпатской;
- Херсонской;
- Полтавской;
- Черновецкой;
- Ивано-Франковской;
- Полтавской;
- Хмельницкой;
- Черниговской;
- Винницкой;
- Кировоградской;
- Запорожской.
Вопрос релокации. Самый тяжелый выбор
Первым и самым сложным вопросом для всех опрошенных было решение переезжать или нет. Глубоко анализировать мотивацию каждого решения возможности нет, но общие цифры очень интересны.
- 46% переехали в другие области Украины или за границу;
- 54% опрошенных остались в своих городах.
Показательно, что из страны выехали всего 14%. Это далеко не так много, как можно было ожидать.
В какие страны выехали участники опроса? География очень обширная, она охватывает:
- Австрию;
- Израиль;
- Чехию;
- Польшу;
- Нидерланды;
- Словакию;
- Бельгию;
- Германию;
- Люксембург;
- Турцию;
- Литву.
Есть и несколько нестандартных кейсов. Например, случай одного из опрошенных, который жил в Израиле, но с началом активных боевых действий вернулся в Украину и вступил в ТРО. Это еще раз говорит о том украинцы просто невероятны!
Распределение по специализации и профессиональному уровню
Статистика опроса показала, что среди участников представители всех основных специализаций в сфере digital. 31% среди них — маркетологи, 23% — специалисты по поисковой оптимизации, 17% — специалисты по PPC, 8% — контент-маркетологи.
Какие профессии вошли в 21% ответов “Другое”? Среди них:
- CTO диджитал агентств;
- CEO компаний из разных секторов экономики;
- SMM специалисты;
- работники СМИ;
- менеджеры программ и проектов;
- специалисты по data science;
- бизнес аналитики;
- веб-разработчики;
- дизайнеры;
- владельцы интернет-магазинов;
- основатели стартапов;
- системные администраторы;
- специалисты по арбитражу трафика.
Есть и отдельные представители профессий, которые не связаны со сферой маркетинга, IT и разработки сайтов. В основном это тренеры, психологи и другие специалисты, которые привлекают клиентов и оказывают услуги онлайн. Причина проста — им тоже нужны навыки интернет-маркетинга.
Что касается профессиональных уровней, то здесь участникам опроса предложили отнести себя к одному из пяти: Intern, Junior, Middle, Senior, Master. Такая градация встречается не везде, но в целом она всем хорошо понятна. Даже субъективная оценка позволяет получить детальную картину.
- 30% отнесли себя к уровню middle;
- 37% указали уровень senior;
- 33% вместе junior и master.
С какими проектами работают digital специалисты?
По результатам опроса 45% украинских digital специалистов работают только с украинскими проектами. 37% работают с иностранными и украинскими заказчиками, а у остальных 18% заказчики только иностранные.
В военное время это не самые хорошие показатели. Они говорят о том, что украинским digital специалистам нужно срочно перестраиваться и готовиться к выходу на новые рынки. О том, как это происходит, поговорим дальше.
Как работает digital в условиях войны?
Соотношение украинских и иностранных заказчиков явно говорит о том, что война болезненно ударила по украинскому digital. Но важно понимать подробности. Что изменилось? Продолжается ли падение или наметились первые признаки восстановления?
Первый вопрос из этого блока анкеты касался того, приступили ли респонденты к работе? 73% ответили, что уже работают как минимум неполный рабочий день. Остальные 27%, к сожалению, еще в поисках работы.
51% опрошенных отметили, что нагрузка существенно уменьшилась, вместе с ней уменьшился и доход. Есть и те, у кого работы стало больше, но их всего 12%. У 17% нагрузка не изменилась.
Какие ответы попали в сегмент “Другое”? Здесь среди вариантов:
- совмещение работы и волонтерства;
- волонтерство в IT армии;
- переход на фриланс или в найм и пр.
Снижение доходов отмечают 70%, то есть даже те, у кого загрузка осталась стабильной или не поменялась.
Планы на развитие
Финальный блок вопросов касался будущего. Важно узнать, как видят свое “завтра” украинские digital специалисты на уровне личной карьеры и на уровне компаний.
Первый вопрос касался того, планируют ли специалисты менять свою сферу деятельности. 78% опрошенных ответили, что не планируют этого делать. 12% осваивают новые навыки в своей сфере или собираются это делать. Главная мотивация в том, чтобы повысить свою ценность на рынке труда.
70% планируют изучение иностранных языков или уже заняты этим. Только 18% считают, что их уровня владения иностранными языками достаточно. Цифры говорят о том, что скоро на мировой рынок digital услуг выйдет много сильных специалистов из Украины.
Что касается адаптации компаний, то 48% опрошенных ответили, что они уже выходят на новые рынки или планируют это делать. 35% еще не приняли решения на этот счет.
Также участники опроса рассказали об основных сложностях работы в нынешних условиях. Среди ответов:
- отказ от рынка рф привел к потере 30-40% дохода;
- проблемы с привлечением инвестиций;
- негатив от тех, с кем прекратили сотрудничество;
- острая потребность быстро заменить российские сервисы;
- отток большого числа клиентов;
- отсутствие навыков выхода на новые рынки и работы на них;
- сложности коммуникации с иностранными заказчиками;
- финансовые и логистические проблемы;
- проблемы с формированием ценовой политики.
Участие в борьбе с агрессором
Как и все украинское общество, digital специалисты не остались в стороне борьбы с российской агрессией. Активную патриотическую позицию заняло подавляющее большинство людей. Интересно увидеть, какие именно варианты участия в обороне Украины выбрали digital специалисты.
- 37,4% помогают финансово;
- 20,2% сами стали волонтерами;
- 15,2% сражаются в рядах ЗСУ;
- 17,2% в IT армии.
Кроме этого, digital специалисты активно помогают беженцам и включаются в разовые благотворительные акции.
Прогнозы на будущее
В целом взгляды участников опроса на будущее украинского digital оптимистичные. Большинство специалистов уверены, что сфера, как и вся экономика Украины, восстановится и будет расти дальше. Оценки расходятся только в сроках и динамике восстановления. Часть ожидает периода стагнации, но даже они уверены, что застой не будет длительным.
И, конечно, все участники опроса уверены, что Украина победит! Мы желаем всем скорейшей победы, успехов в ведении бизнеса и построении карьеры.