Йогурт — это всего лишь один продукт в мире молочных продуктов, но его место в почётном потреблении среди детей и взрослых во всем мире. На сегодняшний день его польза очевидна и неоспорима – защита от диабета, помочь в управлении весом, снижение риска развития рака и прочее. О том, как йогурт завоевал мир, как менялись вкусовые предпочтения, и что предпочитали потребители «йогурта» на протяжении десятилетий читайте в материфале.
Предыстория дивного напитка под названием «йогурт»
Что мы знаем о нем, и как он возник? Наиболее распространенная легенда о появлении этого кисломолочного продукта гласит, что тюрки и другие кочевые народы издавна перевозили молоко в шкурах животных, создавая зрелую среду для роста бактерий и вызывая брожение, производя таким образом йогурт.
И все же, родиной йогурта считается Болгария. Именно болгарский ученый первым разбил состав йогурта. В 1904 году доктор Стамен Григоров в Университете Женевы открыл незаменимую бактерию, которая заставляла молоко бродить и превращаться в йогурт. Болгария играла жизненно важную роль в распространении йогурта на Западе и превращении его в популярный коммерческий продукт, который мы знаем сегодня.
1980-е и 1990-е годы: эра сладких йогуртов
Говоря о Европе, здесь йогурт стал популярен в первой половине XX века благодаря активному маркетингу компании Данон.
В 1919 году Карассо из Греции основал небольшой бизнес по производству йогурта в Испании (Барселоне) и назвал бизнес Danone («маленький Даниэль») в честь своего сына. Позже бренд расширился до США под американизированной версией названия: Dannon.
Йогурт появился в Америке из Европы в середине 20-го века, после Второй мировой войны. Частично благодаря популярной рекламной кампании Dannon 1977 года, в которой пожилые люди говорили, что секрет их жизненной силы — это йогурт, американцы постепенно стали относиться к нему как к здоровой пище.
Большим прорывом для Дэннона стал йогурт «фрукты на дне», выпущенный в конце 1980-х годов, который был упакован в виде одноразовых стаканчиков и содержал ароматизированные клубникой и черникой ароматы, к которым привыкли люди. В 1992 году йогурт продавался детям в форме продуктов, таких как Sprinklins. Сладкие йогурты с сахаром стали очень востребованными. Реклама молока была в самом разгаре, что только усилило привлекательность йогурта. В 1992 году рынок йогуртов был оценен в 1,135 миллиарда долларов.
Начало 2000-х годов: эра греческого йогурта
В Америку греческий йогурт попал еще в 1988 году, когда владелец компании Titan Foods, привез небольшую партию йогурта из Афин в Нью-Йорк. Он не ожидал, что его покупателям понравится этот продукт, но вскоре он стал настолько популярным, что его компания по продаже продуктов питания, Optima Food, начала продавать йогурт в продуктовые магазины по всему Манхэттену.
Начиная с 2000 г. греческий йогурт прочно занял лидирующую позицию на мировой арене, благодаря своему высокому содержанию белка и чистому составу. Старомодный греческий йогурт готовился из козьего молока, а к примеру, американский йогурт и многие продукты американского производства в греческом стиле — из коровьего молока. Густой, сливочный и немного острый, греческий йогурт отличается от других йогуртов тем, что он проходит через процесс деформации для удаления сыворотки. Сыворотка — это жидкость, которая содержит лактозу, натуральный сахар, содержащийся в молоке.
В то время, американские диетические предпочтения можно было описать одним словом «белок». Это было волшебное питательное вещество, которое могло держать вас удовлетворенным и уравновешенным в течение дня. Muscle Milk был основным продуктом для бодибилдинга. Именно в этой одержимой «белком» среде греческий йогурт смог очень преуспеть и полностью доминировать на рынке йогурта.
Начиная с 2000 года греческий йогурт стремительно завоевал рынок США. В 2011 году согласно отчету UBS, две ведущие греческие марки йогурта — Chobani и Fage – заняли соответственно 9% и 4 % всего рынка йогурта в Америке.
Интересный факт, хитрость и маркетинговый ход, компании Dannon и Stonyfield Farm (оба принадлежат французской компании Danone) используют упаковку в бело-голубых тоннах с синими крышами, что отчасти напоминает греческий город «Санторини». Посыл и идея заключается в том, что греческий йогурт полезен для здоровья, потому что он греческий, потому что он средиземноморский.
Начало 2010-х годов: эра исландского йогурта
Вслед за бумом с греческим йогуртом внезапно исландские, австралийские и французские йогурты стали тесниться в продуктовых лавках, позиционируя себя как более предпочтительный выбор для гурманов.
В 2010 году Исландия стала более популярным местом для путешествий. Согласно исследованиям, там жилы одни из самых счастливых людей в мире, что подогревало интерес ко всему «исландскому».
Сигги Хилмарссон, который выпустил Siggi’s — йогурт в исландском стиле, начал продвигать свой продукт как более премиальный, чем греческий.
Благодаря слогану, который обещал «больше белка, чем сахара», и в то же время предлагая клиентам знакомые ароматы, такие как черника и ваниль, с 2013 по 2019 год, Siggi’s быстро привлекла внимание основных бакалейных лавок, инструкторов и врачей.
Середина 2010-х годов: эра немолочного йогурта
Немолочный йогурт существует с 1990-х годов, но он долгое время ассоциировался с неприятной текстурой, горьким вкусом и большим количеством добавок. Несколько лет назад ситуация начала меняться: во-первых, люди все больше полагали, что молочные продукты вредны для окружающей среды, и что лактоза нарушает работу их пищеварительной системы.
Во-вторых, на рынке немолочного йогурта наконец появились варианты, имитирующие сливочную текстуру йогурта и насыщенный, полный вкус. Йогурт Аниты был основан в 2013 году веганским шеф-поваром Анитой Шепард. Он был сделан из чистого кокосового молока, органической кокосовой водой и живых культур. Анита создала йогурт для использования в качестве ингредиента десерта.
Бренд Kite Hill популяризировал миндальный молочный йогурт.
Для многих людей привлекательность немолочных продуктов не обязательно заключалась в том, что они хотели прекратить употреблять молочные продукты. Они просто хотели попробовать что-то новое.
Йогурт во французском стиле
Греческий йогурт появился как наполненная белком, здоровая альтернатива обычному йогурту. Но потребители в какой-то степени «устали» от греческого йогурта и стали появляется новые йогурты. Французская марка Yoplait успешно закрепила на рынке две новые линейки — Oui и YQ, выведенные в 2017 году.
Йогурт по-французски отличается от обычного йогурта тем, что его делают небольшими партиями, в стеклянных банках с несколькими ингредиентами. Отказ от процеживания дает более легкий кремовый вкус, содержащий больше сыворотки. Более десертный, он имеет тенденцию к сладости, а не к кислотности.
Йогурт в австралийском стиле
Этот йогурт представляет собой не процеженный продукт, которому все же удается иметь более кремовую текстуру, чем у обычного йогурта. Один популярный бренд, Wallaby, добивается этого за счет медленного процесса культивирования; другая компания, Noosa, использует в своем йогурте только цельное молоко. Простые цельномолочные продукты обеих компаний содержат больше кальция и белка, чем обычный цельномолочный йогурт, и больше кальция, но меньше белка, чем простой цельномолочный греческий йогурт.
Рынок йогуртов в Украине
Согласно глобальному исследованию «Рынок 2020, Йогурт», ожидается, что мировой рынок йогурта в ближайшие пять лет вырастет примерно на 4,0% в среднем, и достигнет 81800 миллионов долларов США в 2024 году по сравнению с 64600 миллионами долларов США в 2019 году, согласно новому исследованию.
Последние 10 лет украинский рынок йогуртов активно развивается. Европейская «мода» на йогурт хорошо прижилась и у нас. О спросе потребления йогурта у нас говорят и цифры, ежегодно прирост потребления этого напитка в среднем составляет 4,8%. Наблюдались и спады 2008-2010 гг. в кризисный для страны период, но уже с 2010 года потребление начало расти и достигло 80 тыс. тонн.
Выпуск качественной продукции йогуртов важен для нашей страны. Для успешного развития рынка йогуртов нужна хорошая сырьевая база, это, прежде всего, молоко. В 2018 году производство молока сорта «экстра» увеличилось на 33,8%, «высший» — на 7,8%.
Следует отметить, что украинские покупатели охотнее останавливают свой выбор на хорошо известных им торговым маркам. Лидерами рынка в течении последнего десятилетия остаются три производителя: Данон-Юнимилк, Галичина и Вимм-Билль-Данн.
В 2017 году фаворитом выбора потребителей была торговая марка «Активия» от французской компании Danone. Но прошел лишь год, и «Активия» не смогла войти даже в десятку предпочтений украинцев, уступив пальму первенства ТМ «Галичина» («Карпатский йогурт»).
Говоря о вкусовых предпочтениях, украинцы охотнее покупают фруктовые йогурты (с клубничным вкусом) – порядка 25-30% от общего потребления. Если в Европе чистым йогуртам, без наполнителей отводится половина рынка, то у нас мода на натуральные йогурты без сахара только начинает формироваться.