Таргетолог — специалист по рекламе в социальных сетях. Термин «таргетолог» произошел от английского target — цель. Речь идет о рекламе, настроенной на определенную целевую аудиторию, это важно, потому что лучше всего реклама работает с заинтересованными людьми. Рекламировать можно что угодно, но точное нацеливание (таргетинг) обеспечивает успех кампании.
В этой статье мы подробно разберем, кто такие таргетологи, как они работают, и что нужно знать и уметь, чтобы стать специалистом по рекламе в соцсетях.
Таргетолог, SMM или маркетолог?
Все эти специалисты работают в соцсетях и решают схожие задачи, но есть и фундаментальные отличия, давайте рассмотрим подробно. Предприниматели, которые планируют захватить мир при помощи соцсетей, не всегда понимают, кто им нужен в этот момент.
SMM-специалист — это менеджер соцсетей. Чаще всего, он совмещает обязанности по написанию текстов, несложному редактированию изображений и выкладке готовых постов в сети. Менеджер соцсетей — это рабочая лошадка любой группы, корпоративной страницы и сообщества, но в больших проектах с серьезными бюджетами может потребоваться намного больше специалистов (дизайнер, фотограф, оператор, видеомонтажер, режиссер, сценарист).
Маркетолог — режиссер продвижения, он создает план, рассчитывает бюджеты, устанавливает каналы, прописывает контент-план, следит за своевременным выполнением всех задач и отчитывается перед руководством. По сути, хороший маркетолог — это тот, кто видит картину продвижения целиком.
Таргетолог — специалист по настройке, ведению и оптимизации рекламы в соцсетях. Может работать в связке с SMM и маркетологами или самостоятельно. Очень хорошо, если он ориентируется в смежных процессах по конкретному проекту.
Таргетолог настраивает и запускает рекламные кампании. Задача — продать товары или услуги тем, кто в них нуждается, а также убедить аудиторию в том, что та или иная фирма может предоставить необходимое быстро, точно и по привлекательным ценам. А еще таргетолог может решать задачи по продвижению бренда, повышению популярности и наработке авторитета. Это особенно актуально на этапе, когда компания заходит на рынок, и о ней еще никто не знает.
Читайте:
Второй вариант: когда произошло досадное событие и по авторитету бренда был нанесен удар, в таком случае таргетолог (методами рекламы) должен решить репутационные задачи. Но чаще речь идет о реализации товаров и услуг.
Пример: пользователь смотрит в поисковой системе твердотопливные котлы. Заходит на сайты, просматривает цены, читает обзоры и собирает информацию по установке и наладке. И вот через какое-то время соцсети начинают демонстрировать рекламу, связанную с тематикой твердотопливных котлов. Это происходит потому, что посетитель стал целью таргетолога. Система автоматически собрала информацию и добавила его в аудиторию тех, кто интересуется отопительной тематикой.
Искусство таргетинга заключается не в том, чтобы показать рекламу огромному количеству случайных людей, а в том, чтобы найти лиды (потенциальных покупателей). И как результат — продать максимальное количество товара при минимальных затратах на кампанию.
Правильно настроенная реклама будет догонять пользователя в Facebook, Instagram и других сетях. Чтобы товар был куплен, нужно убедить потенциального покупателя в том, что данный продавец это:
- выгодно;
- качественно;
- безопасно;
- быстро;
- престижно.
Это не легко, поэтому таргетологу необходимо освоить ряд навыков, далее мы подробно о них поговорим.
Что должен знать и уметь специалист по рекламе в соцсетях
Таргетированная реклама может выступать как частный случай интернет-маркетинга. Не достаточно просто взять и запустить рекламу, хороший таргетолог при формировании кампаний проводит ряд сопутствующих работ:
- изучает все, что связано с его товарами и услугами;
- проводит анализ конкурентов и их рекламных кампаний;
- анализирует целевую аудиторию, а также тематические группы и сообщества;
- изучает популярные объявления и формирует свои;
- рассчитывает и оптимизирует бюджеты кампаний;
- создает рекламу и креативы;
- «докручивает» работающие рекламные кампании и объявления.
Хорошо, когда таргетолог точно представляет себе весь процесс ведения соцсетей, потому что чем шире бэкграунд, тем больше шансов создать эффективную кампанию.
Востребованность и популярность
Таргетологи нужны любому бизнесу, представленному в соцсетях. И нужно сказать, что сейчас сложно найти тех, кто не связан с ними. Любой предприниматель мечтает о потоке клиентов, о хорошей репутации и положительном авторитете в своей отрасли. Соответственно, весьма востребованы те, кто знает как обеспечить приток новых лидов. Также нужно сказать, что переход значительного количества продаж в интернет подстегнули развитие таргетологии. Даже самые упорные традиционалисты уже поняли, что, чтобы получить клиентов, нужно платить за рекламу, а соответственно, обращаться к специалистам.
В среднем небольшая кампания может приносить таргетологу около 100-200$ в месяц.
Много это или мало? На первый взгляд — немного, ведь придется тратить время, собирать данные, настраивать кампанию, да потом еще допиливать ее по ходу работы. Но, львиная доля труда приходится на первоначальную настройку, потом рабочий процесс будет занимать немного времени. Соответственно, никто не отнимал возможность заниматься параллельными проектами. Так работают агентства и частные фрилансеры.
Сколько проектов одновременно может потянуть опытный таргетолог?
Практики говорят, что 10 вполне по силам среднему специалисту, а профи, набившие руку, могут взять и 20. Методом несложных вычислений узнаем планируемый доход и представим перспективы.
Самые предприимчивые и социальные таргетологи открывают собственные агентства, собирают коллективы дизайнеров и разработчиков, сотрудничают с фрилансерами. Таким образом можно предоставлять комплексные услуги, создавать не только кампании, но и креатив (изображения, ролики).
Как видите, у таргетинга есть перспективы, но присутствуют и сложности, к которым нужно быть готовыми.
Предупрежден — значит вооружен (о трудностях)
Таргетолог напрямую зависит от политики соцсетей. Что это значит? Вспомните 14 год и пертурбации с ВК. Большое количество специалистов были вынуждены переквалифицироваться на Facebook, YouTube и Instagram. Но это далеко не все.
Алгоритмы соцсетей меняются постоянно. Никто не знает, чем порадует нас Цукерберг через месяц или полгода. Работа таргетолога напрямую зависит от алгоритмов, принципов и специфики рекламных кабинетов в соцсетях. Нововведения в этой сфере крайне редко способствуют увеличению дохода.
Еще одна сложность — понимание. Люди бывают разные, и интеллектуальный уровень заказчика может резко сокращаться при необходимости платить. Искусство пояснять, убеждать и аргументировать — это то, что необходимо каждому, кто работает с клиентами. Хорошо, когда у таргетолога есть продуманная и реальная аргументация на любое из возможных возражений. И, естественно, оформленные отчеты по всем тратам.
Высокая ответственность, связанная с тем, что приходится оперировать чужими средствами. Здесь есть два ошибочных пути и один верный.
Ошибочные:
- Бояться ответственности и не экспериментировать с бюджетами;
- Бездумно рисковать и сливать средства.
Верный — использовать принципы умеренности, золотой середины, проб и минимизации расходов.
Тайм-менеджмент — важнейшее искусство для тех, кто сам отвечает за свою работу. Личная дисциплина — это то, чем должен овладеть специалист по соцсетям.
А еще, нужно уделить время выстраиванию отношений с клиентами (если не планируете работать 25 часов в сутках 8 дней в неделю). Хорошо, когда есть достаточное количество свободного времени и экстренный канал связи для форсмажоров.
Таргетолог или специалист по контекстной рекламе?
Есть очень схожие направления — таргетинг и контекст, иногда один и тот же человек занимается обеими направлениями, но здесь нужно понимать различия. Специалист по контекстной рекламе настраивает кампании в поисковых системах (Google, Bing и т.д.), таргетолог работает с рекламным кабинетом соцсети, одной или нескольких. Что лучше или более востребовано — сказать сложно, все зависит от опыта, квалификации и социальных навыков.
Где учат на таргетолога, и что нужно уметь?
Есть несколько путей освоения этой профессии:
- по бесплатным материалам и видеороликам;
- на платных курсах онлайн;
- на оффлайн курсах;
- на своих собственных проектах.
У каждого есть свои плюсы и минусы, но практика показывает, что эффективность выше там, где есть обратная связь и можно задать вопросы преподавателю.
Прежде чем оплатить курсы, рекомендуем ознакомиться с максимальным количеством отзывов выпускников.
Какие еще навыки потребуются таргетологу:
- писать продающие тексты объявления;
- редактировать графику;
- редактировать ролики.
Конечно, рекламное объявление — это короткий текст, но и его нужно уметь правильно составить. Повернуть товар к потребителю, говорить на языке преимуществ, работать с возражениями может каждый. Не поленитесь посмотреть в YouTube несколько роликов по этой теме, потратите час, польза будет в любом случае.
Это же относится и к «фотошопу для чайников»: ретушировать, обрезать, менять размеры и сжимать картинки можно научиться за пару часов. Точно также не составит труда освоить простейший видеоредактор (например, Movavi).
Ну и еще один момент — работа с портретом целевой аудитории. Таргетолог, хоть и не является маркетологом, но просто обязан ориентироваться в том, на кого нужно нацеливать рекламу, а на кого не стоит.
Английский (немецкий, испанский, итальянский или французский) на хорошем уровне — это возможность работы «на запад». Специалист с такой квалификацией, при должном опыте, может рассчитывать на доход в 1,5-2 раза больше.
Где найти заказы, или куда устроиться на работу
У таргетологов (и не только) — жизнь зачастую напоминает сказку, поэтому есть три пути:
- фриланс;
- работа в штате компании или агентства;
- совмещение фриланса и обычной работы.
Фриланс хорош для тех, кто не боится ответственности и достаточно активен для того, чтобы искать заказы на биржах и сайтах проектов. Нужно быть готовым к тому, что клиенты не бросятся к молодому специалисту даже при невысоких ценниках на услуги. Первые месяцы будет непросто, и это важно понимать.
Работа в штате компании — это офис со всеми плюсами и минусами. Для тех, кто привык — нормально, но если мечтаете о творческом процессе в цветущем весеннем саду или в шалаше на Бали, придется менять или мечты, или тип занятости.
Здесь нужно понимать, что работа в компании — эффективный способ прокачать навыки и поднять квалификацию начинающему таргетологу.
Фриланс плюс работа в штате могут отлично совмещаться, если работаете на удаленке и успеваете. Главный плюс заключается в том. что можно вести несколько различных проектов, нарабатывать опыт и личную клиентскую базу.
Вместо заключения
И, подводя итог, — несколько путей дальнейшей прокачки таргетолога:
- Профессиональный — подразумевает повышение навыков в своей нише. Таргетолог высокой квалификации может зарабатывать 4-5 тыс. $.
- Социальный — через открытие собственного бизнеса (агентства). Доход в такой схеме ограничивается только предпринимательскими способностями и конъюнктурой рынка, но потребуется большое вложение огромного количества сил и времени.
- Расширение компетенций в сторону интернет-маркетинга — вполне логичное развитие таргетолога, которому интересны механизмы продвижения в интернете. Квалифицированный маркетолог — это уровнем выше таргетинга, но и более высокие требования к профессионализму. Рекомендуется тем, кто хочет узнать про ROI, KPI, САС, CTR и другие страшные термины.
Как видите, таргетолог — это трендовая специальность, плюс открывает большие перспективы. Если интересуетесь соцсетями и рекламой — пробуйте прямо сейчас и с вами обязательно прибудет сила.