Хотите открыть новый бизнес? Или уже открыли и вас более-менее устраивает текущее положение дел, но чувствуете, что стратегия несколько устарела или что-то идет не так, как планировали? Или, возможно, решили зайти на новые рынки сбыта, но не уверены в успехе? Или бизнес развился настолько, что нужно выходить на новый уровень, то есть систематизировать маркетинг и составить маркетинговый план, включающий такие элементы как маркетинговая стратегия, брендинг, позиционирование и действенный маркетинговый комплекс? В этих и многих других случаях вам нужен рекламный консалтинг.
Что такое маркетинг и консалтинг и что получится, когда их совместить?
Начнем разговор с известных вещей, без которых трудно понять, зачем вообще нужен маркетинговый консалтинг. Говоря простыми словами, консалтинг это когда хорошо подготовленный специалист с большим практическим опытом помогает другому человеку или организации решить существенные проблемы, когда ни собственные знания и опыт, ни советы окружающих, ни «умные» книги не могут помочь. Ибо нужно именно сочетание теории и опыта.
Если же говорить о бизнесе, то консалтинг пользуется наибольшим спросом в следующих сферах: финансовой, бухгалтерской, технологической, юридической, маркетинговой и других. То есть, консультант помогает решить вопросы, возникшие в каком-то отдельном аспекте бизнеса или на стратегическом уровне в целом. После всестороннего анализа ситуации он может помочь внедрить эффективную систему управления, наладить бухгалтерский учет и аудит, систематизировать или перестроить маркетинговый процесс.
Маркетинг — это не синоним слова «продажа», хотя его нередко так и понимают. И даже не работа по продвижению товаров и услуг. Это гораздо более глубокое понятие. Коротко говоря, маркетинговый консалтинг через разработку маркетинговой стратегии, брендинг, позиционирование и развитие маркетингового комплекса позволяет предприятию достичь наивысшего уровня рыночного результата. Он на долгий период определяет место компании на рынке, конкурентные преимущества и перспективы развития. В отличие от консалтинга в других областях деятельности, маркетинговый консалтинг определяет стратегические направления дальнейшего развития фирмы. А также на основе проведенного анализа составляет план действий и определяет инструменты, с помощью которых будет обеспечен общий успех. То есть это частичное решение глобальных проблем в том случае, когда предприятие не понимает, куда двигаться дальше.
Несколько неприятные вопросы
Некоторые могут высказать следующее мнение: «Я не первый год в бизнесе и имею огромный опыт за плечами. Неужели я сам не могу овладеть нужными знаниями и внедрить их? Или поручить это моему штатному директору по маркетингу? Разве обязательно нанимать незнакомых людей, которые безразличны к моим проблемам, да еще и платить им немалые деньги?». И будут вполне правыми — такие вопросы действительно нужно задавать для понимания важности процесса. Ответим по всем трем пунктам.
Во-первых, может ли владелец овладеть новыми знаниями, изучить дисциплины маркетинга и стратегического бренд-менеджмента, провести анализ, после чего самостоятельно определить направление развития и составить действенный маркетинговый план? Конечно, может. Но сколько на такое овладение и планирование нужно времени, которое в бизнесе на вес золота? И насколько этот план будет «именно тем»? А потом еще надо будет его внедрить, и удастся это не с первого раза, потому что при отсутствии опыта кое-что наверняка придется дорабатывать. И снова терять время. И как далеко «убегут» конкуренты на тот момент, когда, наконец, все будет сделано? Привлекая фирму по маркетинговому консалтингу, владелец сразу получает проверенные решения и знания, квалифицированную помощь экспертов именно в маркетинговом планировании, наиболее эффективную комбинацию знаний и практического опыта, которая возможна в текущих условиях.
Во-вторых, опытный директор по маркетингу всегда будет не против, а всеми руками за использование независимых специалистов по аутсорсингу. Современная динамика развития практически всех рынков так стремительна, что сил собственного отдела постоянно не хватает даже в больших компаниях. Внешняя помощь необходима с дизайном маркетинговых компаний, с продвижением в цифровых каналах, с организацией внешних PR мероприятий и событий, с маркетинговыми исследованиями и т.д. Не исключение и стратегический маркетинговый консалтинг, который привнесет новые идеи и современные практики в разработке, поможет с аудитом текущей эффективности и наладит оптимизацию процессов. Действительно, трудно найти директора по маркетингу, который откажется от квалифицированной помощи, когда все нужно сделать «на вчера».
И, наконец, последний тезис о «незнакомых безразличных людях». Должны отметить, что в бизнесе все незнакомы, но не безразличны. Специалисты и руководство компаний по маркетинговой поддержке отвечают перед клиентом собственной деловой репутацией, которая на этом рынке является главным активом. Репутация консультанта сравнима с репутацией доктора или адвоката. Действительно, на рынке присутствуют разные доктора, адвокаты, консультанты — высококлассные, среднего уровня и такие, что… ну вы поняли. Надо очень ответственно отнестись к выбору консалтинговой компании и результат будет выше ожиданий.
Когда нужен маркетинговый консалтинг?
Сторонний консультант требуется во многих случаях, которые можно разделить на две большие группы. К первой относятся понятные причины, когда проблемы становятся настолько велики, что нужно немедленно спасать ситуацию. Например, есть ощущение, что бизнес в «тупике», потому что основные показатели неуклонно ухудшаются. Клиенты все чаще отказываются делать заказ. Проверенные дилеры требуют снизить цены, угрожая перейти к конкурентам. Рекламные кампании не дают желаемых результатов. Фирменный сайт морально устарел. Список можно продолжить.
Вторая категория несколько сложнее. Здесь, на первый взгляд, все хорошо. Фирма работает, приносит прибыль, проблемы возникают, но решаются. Однако владелец стремится к дальнейшему развитию, потому что уверен, что его компания уже готова к этому:
- Есть понимание, что существующая стратегия развития устарела, потому что не учитывает изменившиеся обстоятельства. Следует просмотреть цели, найти новые направления и подходы.
- Есть понимание, что организация бизнеса требует систематизации процессов для повышения эффективности, в том числе и в маркетинге. Требуется маркетинговый аудит и рекомендации по оптимизации.
- Есть желание начать новый бизнес, расширить текущий, выйти на новые рынки. Требуется маркетинговая стратегия, позиционирование и маркетинговый комплекс.
- Есть желание овладеть новыми регионами и быстро оказаться среди лидеров.
- Выход на зарубежный рынок требует тщательного изучения.
В этих и многих других случаях консультант-маркетолог поможет в кратчайшие сроки достичь желаемого.
Маркетинговый план
Команда специалистов, приглашенная к решению маркетинговых проблем компании, прорабатывает весь спектр маркетинговых вопросов с целью разработки, согласования и внедрения эффективной маркетинговой стратегии за счет использования наиболее действенных инструментов.
Работа по созданию маркетингового плана условно состоит из трех блоков:
- В аналитическом блоке выполняют бизнес-аудит, анализируют процессы и их взаимодействие. Изучают сегменты рынка, где работает компания, чтобы понять уровень ее конкурентоспособности и разобраться с преимуществами и недостатками оппонентов. Относительно целевой аудитории, определяют ее потребности — чем люди удовлетворены или недовольны, чего ожидают. Обращают внимание на уровень взаимодействия с клиентами. Во время работы составляют дополнительные вопросы для заказчика, ведь каждый бизнес по-своему уникален. Поэтому многие нюансы могут разъяснить только владелец или его ТОП-менеджеры. Эти вопросы касаются не только стратегии, но и более конкретных понятий, таких как ценовая политика, позиционирование на рынке, работа отдела сбыта и розничной сети, кадровая политика и т.д. Обычно на заключительном этапе исследований проводится брифинг с целью поглубже погрузиться в работу компании заказчика и лучше понять, какой он желает получить результат. То есть, как он видит свою фирму в будущем. В ходе брифинга провозглашаются предварительные предложения, обсуждаются варианты маркетинговых стратегий и инструментов.
- Второй блок — креативный. На этом этапе осуществляется окончательная обработка и систематизация полученной при анализе информации. Консультативная команда рассматривает совокупность возможных вариантов и находит лучшую стратегию развития для именно этой фирмы в той ситуации, при имеющихся ресурсах на данный момент. Команда консультантов разрабатывает бренд-платформу и позиционирование, а именно дает рекомендации по базовым элементам бренда, разрабатывает точки паритета и точки дифференциации для продукта или продуктов компании, основой для дальнейшего планирования маркетингового комплекса. Также анализируется возможность интеграции вторичных ассоциаций в структуру знаний о бренде или компании для ускоренного продвижения среди потребителей.
- Завершает работу блок планировки. Фактически расписывается весь комплекс мер по продвижению разработанного позиционирования среди потребителей и внутри компании. Часто это делают по одной из наиболее распространенных концепций маркетингового комплекса 4P, 8P или 12P. Например, согласно 8Р разрабатывают стратегии, выбирают инструменты и планируют мероприятия по следующим направлениям: Product (продукт), Place (каналы продаж), Price (цена), Promotion (продвижение), People (люди), Partners (партнеры), Processes (процессы) и Performance (мониторинг эффективности).
Внедрять утвержденную программу будут работники компании заказчика. Но предоставление им в приемлемый срок готовых решений, эффективность которых была неоднократно проверена, постоянный контроль и немедленная помощь со стороны практикующих консультантов гарантирует конечное достижение цели.
Как видно из нашей статьи, маркетинговый консалтинг действительно играет важную роль в современном бизнесе, независимо от размера компаний и сферы деятельности. Спрос на услуги такого типа порождает предложение — на рынке Украины уже существует определенное количество проверенных компаний по маркетинговому консалтингу. По нашему мнению, одной из самых эффективных компаний является компания DiNANTA marketing, к специалистам которой можно обратиться по ссылке https://dinanta.com/. Компания специализируется именно на маркетинговом консалтинге, предоставляя услуги по разработке, аудиту или поддержке маркетинговой составляющей бизнеса.