Бренды сладостей и закусок Milka, Oreo, Cadbury, Tuc, Toblerone, Philadelphia хорошо знакомы потребителям в 160 странах мира, в которых работает Mondelez. А вот название самой корпорации не было на слуху, пока ей не объявили масштабный бойкот в скандинавских странах из-за работы в россии.
Между тем, если поинтересоваться историей Mondelez, выяснится, что развитие бизнеса в россии во время большой войны стало вполне логичным звеном в цепочке «ценностей» корпорации. Среди них — использование рабского детского труда и циничный обман британских партнеров. Подробнее обо всем — в статье.
История: от молочных продуктов до шоколада, кофе и печенья
Хотя Mondelez была создана всего 11 лет назад, в ее состав входят бренды с более чем столетней историей. Остановимся на основных фактах, определивших развитие корпорации.
Все началось с мороженого и сыра.
В 1911 году Томас Макинерни переехал в Чикаго и основал бизнес Hydrox по производству мороженого. Через 12 лет он убедил инвесторов профинансировать его схему консолидации производства мороженого в США. В результате была создана National Dairy Products Corporation (Национальная корпорация молочных продуктов). К 1930 году, благодаря покупке нескольких фабрик, National Dairy Products Corporation стала крупнейшей молочной компанией в Соединенных Штатах и мире.
В 1909 году предприниматель Джеймс Крафт вместе с четырьмя братьями основал в Чикаго творожную компанию J.L. Kraft and Bros. Company К 1914 году компания продавала в США 31 сорт сыра собственного производства. А через год — изобрела пастеризованный плавленый сыр, который не нуждался в охлаждении и мог храниться дольше обычного. Во время Первой мировой войны компания продала армии США около 3 тысяч тонн этого продукта.
Впоследствии Kraft стала активно расширяться: открыла офисы в Лондоне и Гамбурге, а затем купила Phenix Cheese Company — производителя сыра Philadelphia (до сих пор входящего в линейку продукции Mondelez) — и стала третьей по величине молочной компанией в США.
В 1930 году National Dairy Products купила Kraft, чтобы развивать производство молочных продуктов и сыра. Бизнесу способствовала Вторая мировая война, когда эта продукция стала востребована для нужд армий.
После войны компания начала активно модернизироваться, открыла новые заводы в Англии, Германии, Австралии и постепенно расширила линейку продукции до различных закусок и сладостей. Если в 1944 году продажи National Dairy составляли 593,9 миллиона долларов, то в 1948-м они выросли до 986,4 миллиона, а в 1962-м — до 1,82 миллиарда.
К 1969 году доля молочных продуктов в бизнесе компании составляла всего 25 процентов, поэтому ее название изменили с National Dairy на Kraftco Corp. (а впоследствии — на Kraft Inc.).
Далее началась традиционная для американских корпораций история слияний и поглощений. В 1980 году Kraft Inc. объединяется с Dart Industries Inc. — производителем батареек Duracell и посуды Tupperware. Через шесть лет — отделяет непищевой бизнес и покупает Tombstone Pizza Corp., а еще через два года — продает Duracell.
В этот период происходят значительные изменения на рынке. Сигаретная компания Philip Morris в рамках диверсификации от табачного бизнеса покупает продуктовую компанию General Foods, производящую напиток Kool-Aid, хот-доги Oscar Mayer, выпечку Entenmann, Jell-O, кофе Sanka. А через несколько лет Philip Morris покупает Kraft, чтобы объединить бренды General Foods и Kraft под названием Kraft General Foods.
В 1990 Kraft General Foods покупает европейские бренды Jacobs Suchard (кофейный и кондитерский гигант, которому принадлежат, в частности, кофе Jacobs и шоколад Toblerone) и Freia Marabou (скандинавский производитель кондитерских изделий), чтобы расширить деятельность за границей.
Следующее десятилетие становится крайне неудачным для Kraft General Foods из-за политики материнской компании и медленного решения проблем. В течение 90-х и начала 2000-х компания продает ряд бизнес-направлений, включая кондитерские, хлебобулочные изделия, замороженные продукты, еду для домашних животных и салфетки, и меняет название на Kraft Foods.
В то же время Philip Morris покупает Nabisco Holdings (владельца таких брендов, как Ritz и Oreo) и объединяет с Kraft. В 2007 году Philip Morris продает свои 88,1 процента акций Kraft, и две компании перестают быть аффилированными.
В 2010 году Kraft Foods завершает громкое приобретение британского производителя сладостей Cadbury. Цель сделки — перспективы развития на рынках Бразилии и Индии, где популярна продукция Cadbury. На этом факте стоит остановиться подробнее.
Первое предложение на 12,5 миллиарда долларов британский бизнес отклонил как «смешное». Более того, сам его факт вызвал в Великобритании общественное возмущение, в частности — призывы к правительству повлиять на возможное поглощение. Но уже через несколько месяцев, после увеличения суммы сделки до 19,5 миллиарда долларов, Cadbury приняла предложение Kraft Foods.
Одним из условий соглашения было обещание американцев не закрывать историческую фабрику Cadbury вблизи Бристоля, чтобы поддержать непрерывность производства в Великобритании. И что сделала Kraft Foods в первую неделю? Конечно, продала фабрику и перенесла производство в Польшу. Оправданий от руководства не последовало.
В 2012 году Kraft решила разделиться на две части: обособить американский бакалейный бизнес, чтобы подчеркнуть мировой бизнес снеков. Последний получил название Mondelez: mundus (на латыни — «мир») + delez (модификация слова delicious — «вкусный»).
Рабский детский труд: откуда берется сырье для шоколада
Чтобы получить какао-бобы для производства шоколадной продукции, нужно оплачивать труд людей на плантациях. Но зачем, если можно использовать рабский труд и закрывать на это глаза? Именно так часто и поступают крупные компании. Несмотря на попытки навести порядок в отрасли — в частности, внедрение программы Cocoa Life, предусматривающей этичное производство шоколада, — благие намерения остаются преимущественно на бумаге.
В 2022 году британский журналист Энтони Барнетт выпустил расследование, которое раскрыло подробности использования рабского детского труда, связанного с производством шоколада Cadbury (на нем стоит отметка Cocoa Life). Съемки в Гане подтвердили, что дети в возрасте от 10 лет работают на какао-фермах в безумную жару по девять часов в день. Вооруженные мачете в половину их роста, без защитной одежды и обуви, они часто получают серьезные травмы.
Причина — в низкой оплате сырья: согласно расследованию, Mondelez платит фермерам за какао около 2,5 доллара в день. За эти деньги они не могут нанимать взрослых рабочих, поэтому используют своих и чужих детей.
Аналогичный скандал разразился годом ранее: американские правозащитники подали иск от имени восьми детей к нескольким крупным корпорациям: Nestlé, Mars, Hershey, Mondelez, Cargill, Barry Callebaut и Olam. Их обвиняли в пособничестве и подстрекательстве к незаконному порабощению тысяч детей на какао-фермах.
В целом с 2009 года число детей, вовлеченных в работу на какао-фермах, продолжает расти. Сейчас в Гане и Кот-д’Ивуаре на прибыль Mondelez и других шоколадных гигантов работают более 1,5 миллиона детей.
Mondelez в таких случаях следует стандартной схеме: выступает за все хорошее и против всего плохого, выражает глубокую обеспокоенность и проводит собственное «расследование», которое опровергает компрометирующую информацию. Аналогично корпорация повела себя и во время последнего крупного скандала, связанного с деятельностью в россии.
Бизнес в россии: наращивание доходов вместо обещанного сокращения
После 24 февраля 2022 года, когда десятки компаний ушли из россии, руководство Mondelez ограничилось заявлением о «сокращении непрофильных видов деятельности», прекращении новых инвестиций и рекламы.
Вместо этого, по данным Reuters, компания увеличила поставки некоторых продуктов. Так, в течение года после начала большой войны поставки шоколада Milka в российские магазины выросли на 131 процент по сравнению с предыдущим годом. А поставки продукции Mondelez в целом — с 28,7 миллиона до 45 миллионов килограммов. По итогам 2022 года прибыль российского подразделения Mondelez увеличилась на 303 процента, компания уплатила в бюджет налогов более чем на 61 миллион долларов.
В мае 2023 года Национальное агентство Украины по предотвращению коррупции объявило Mondelez международным спонсором войны. После этого компании объявили бойкот в скандинавских странах (у нее сильные позиции в Норвегии и Швеции, где ей принадлежат местные бренды Freia и Marabou). Продавать продукцию Mondelez отказались, в частности, авиакомпании SAS и Norwegian Air, железнодорожная группа SJ, сеть отелей Strawberry, розничный продавец Elkjop, транспортная группа Fjord Line, Норвежская футбольная ассоциация, сборная Швеции по футболу и вооруженные силы Швеции, IKEA, города Стокгольм и Гетеборг.
Первой реакцией Mondelez был традиционный нарратив о «простых людях», которых нужно снабжать «доступной продукцией». Отказать в этом «означало бы отрезать часть продовольствия для многих семей, не имеющих права голоса на войне», говорилось в заявлении компании.
Но впоследствии, когда бойкот распространился, в Mondelez были вынуждены изменить тональность. В компании заявили, что работают над обособлением бизнеса в россии с «самодостаточной цепочкой поставок» до конца года. Впрочем, и это обещание может остаться только словами.