В ближайшие два года станут определяющим для украинского школьного образования: в 2026 году окажутся под угрозой закрытия более 535 школ, а в 2027 году заработает новая сеть академических лицеев, которая охватит 2 180 заведений. Education.ua исследовал, какие школы останутся на образовательной карте страны, а какие могут не открыть свои двери учащимся уже через год.
Государство закрывает школы, а бизнес открывает
По информации от областных департаментов образования, предоставленной по запросу Education.ua, в 2025/26 учебном году в Украине работают 11 752 государственных школ. Это на 29 меньше, чем в прошлом — тогда, по данным Госстата, их было 11 781.
Уменьшение, на первый взгляд, незначительное, но оно демонстрирует постоянную тенденцию: сеть школ постепенно сокращается в результате демографических изменений и миграции в результате войны. Еще в 2020/21 учебном году работало 14519 государственных школ, то есть за последние годы количество школ уменьшилось на 19%.
Пока государственные школы закрываются, из года в год растет сеть частных школ — с 2020/21 до 2024/25 учебных лет их количество выросло с 354 до 510 заведений. В целом с 2015 года количество частных школ выросло на 200%.

За 5 лет уменьшилось количество госшкол и увеличилось частных
Реформа старшей школы на низком старте: кто готов к 2027 году
Уже совсем скоро полноценно стартует реформа профильной старшей школы, что также отразится на структуре среднего образования. Ведь с 2027 старшеклассники (10-12 классы) будут учиться не в общеобразовательных школах, а в академических лицеях. Формирование сети академических лицеев в Украине уже завершено: все области утвердили свои планы.
Ожидается, что больше всего академических лицеев будет создано в крупнейших городах:
- г. Киев — 247;
- Харьковская обл. — 215;
- Одесская обл. — 203;
- Днепропетровская обл. — 161;
- Киевская обл. — 144;
- Львовская обл. — 123.
Меньше лицеев будет в прифронтовых регионах:
- Сумская обл. — 40;
- Николаевская обл. — 39;
- Черниговская обл. — 34;
- Донецкая обл. — 29;
- Луганская обл. — 14.

Сеть лицеев с 2027 года
Следовательно, формально лицеи уже созданы. Но возникает другой вопрос: что будет с малокомплектными школами? Ведь из-за разделения уровней среднего образования некоторые школы потеряют старшие классы, что для сел и маленьких городов может быть критическим в вопросе закрытия школы.
Более 500 малокомплектных школ в зоне риска
Ближайший год станет решающим для малокомплектных школ, где менее 60 учащихся. С 2026 года государство перестанет финансировать такие учреждения по образовательной субвенции. Это означает: либо их содержание должно взять на себя местное общество, либо школы придется закрыть или снизить в них степень, то есть оставить только начальные классы, которые вне зоны риска.
В прошлом году уже более 400 школ с менее 45 учениками столкнулись с подобной реорганизацией. Но на этот раз под нож «оптимизации» могут попасть не менее 535 школ. По данным областных департаментов образования, больше таких учреждений в Полтавской обл. — 87 малокомплектных школ, Львовской обл. — 70, Николаевской обл. — 56, Хмельницкой обл. — 49, Киевской и Тернопольской областях — по 42 малокомплектных школы.

Где известно о количестве малокомплектных школ, которые могут закрыть в 2026 году
Почему малокомплектные школы под угрозой закрытия
Чиновники объясняют оптимизацию сети школ желанием повысить ее качество и более эффективно использовать бюджетные средства. Минфин отмечает: зарплаты педагогов и большинство соцрасходов покрываются внешней помощью, поэтому изменения нуждаются в согласовании доноров. Если Украина будет нарушать условия партнеров, придется возмещать немалые деньги.
В то же время в Верховной Раде зарегистрирован проект постановления по обеспечению доступа к образованию, а министр образования и науки Оксен Лесной заявил, что сейчас ведутся переговоры с Всемирным банком, чтобы убрать по требованиям индикатор о 60 учениках.
Следовательно, есть надежда, что такие школы останутся на образовательной карте страны и продолжат обучать детей в своих общинах.
Кто отвечает за образование и есть ли возможность быстро реагировать на кризис?
Еще одна проблема — отсутствие централизованной информации или задержки с ее внесением в базу. Часто областные департаменты образования прямо отмечают, что не располагают информацией о малокомплектных школах, ведь решение о реорганизации или закрытии принимает учредитель, то есть местные власти. Например, на запрос относительно данных о количестве малокомплектных школ затруднились ответить департаменты образования Винницкой, Волынской, Днепропетровской, Житомирской, Ивано-Франковской, Луганщины, Одесской, Черкасской и Черниговской.
Фактически это означает, что каждое общество остается один на один, когда решает судьбу своих школ. В результате вместо согласованной политики есть точечно разные подходы: от активной деятельности жителей в одних регионах, до массовых закрытий — в других. Когда такие процессы происходят локально, образовательные кризисы трудно заметить вовремя, а реагировать на них еще сложнее.
Оптимизация школьной сети – неизбежна. Но пока Министерство образования и науки говорит о компромиссах, а общины — ищут ресурсы, в селах учителя готовятся к сокращениям, а дети — к новой реальности, когда дорога в школу начинается с утреннего подвоза автобусом, если у общины есть средства на горючее.










































































