Специально для Киевского Международного Экономического Форума (КМЭФ) исследовательская компания Gradus Research в начале ноября 2022 года провела опрос малого, среднего и крупного украинского бизнеса, в котором приняли участие 203 компании. Глядя на эти данные, можем говорить об определенных трендах, которые сейчас существуют в украинской бизнес-среде: как чувствуют себя компании в целом, какие уроки они извлекают из войны.
Бизнес работает в довоенном режиме
45% компаний работают по-прежнему, еще 42% работают частично. В первую очередь речь идет о таких индустриях, как информационно-консультационные услуги, оптовая и розничная торговля, но также и производство товаров и строительство.
Компании испытывают снижение доходов
Более трети бизнесов (35%) констатируют снижение дохода больше чем на половину. Еще 23% опрошенных компаний говорят о сокращении доходов на четверть или больше. И только 5% респондентов заявляют об увеличении дохода за время войны.
Четверти украинского бизнеса удалось сохранить или даже увеличить команду
23% компаний остаются с довоенным количеством персонала или приумножили его. Однако почти такая же доля — 26% компаний должны были сократить свои команды до трети. При этом преимущественно работники имеют меньшую занятость и меньшую оплату (33%) — поскольку это один из механизмов как сохранить всех людей в компании.
Среди ключевых приоритетов бизнеса — сохранить команду и рынки сбыта
Компании в большей степени фокусируются на том, чтобы сохранить людей, ведь знают, что потом искать новых долго и дорого. На втором месте по приоритетности — сохранение рынков и клиентов.
Треть бизнесов трансформировались, четверть — релоцировались или планируют
39% компаний либо претерпели отраслевую трансформацию, либо нуждаются в ней и сейчас находятся в поиске новых форм ведения бизнеса. А половина (49%) остается работать в довоенном формате.
61% опрошенных компаний считают, что не нуждаются в релокации. При этом 19% бизнесов либо уже сменили место своей деятельности, либо готовятся это сделать.
Большинство (52%) из подвергшихся релокации переместились или планируются переместиться в пределах Украины. И только 20% переезжают за границу.
В основном релоцируются в страны Евросоюза (83%). Польша — страна №1 по выбору для перемещения бизнеса. Вторым по привлекательности рынком является Германия. Основными драйверами выбора является наличие деловых связей и мест проживания в стране, куда переезжают.
Украинский бизнес убежден в своей конкурентности на рынках ЕС
90% предпринимателей считают, что украинский бизнес может быть конкурентным и успешным на европейских рынках.
Половина украинских предпринимателей считает, что война будет продолжаться до конца 2023 года
По мнению 50% опрошенных членов украинского бизнес-сообщества, активные боевые действия в Украине будут продолжаться до конца 2023 года.
«Мы видим из данных исследования, что основными залогами для восстановления Украины бизнес видит борьбу с коррупцией, реформирование судебной системы и создание привлекательных условий для инвесторов. Такие запросы не новые, они были актуальны еще до войны и остаются в топе и сейчас. При этом украинские предприниматели преимущественно настроены оптимистично, и считают, что война станет залогом быстрого роста, инъекцией адреналина в экономику страны», — комментирует Евгения Близнюк, социологиня, основатель и директор исследовательской компании Gradus Research.
Полный отчет исследования доступен на официальном сайте Gradus Research по ссылке.
Исследование было проведено специально для Киевского Международного Экономического Форума. Период проведения опроса — 1-9 ноября 2022 года, в нем приняли участие 203 респондента (собственниками / руководителями малого, среднего и крупного украинского бизнеса). Метод опроса — самозаполнение анкеты в специальном приложении Gradus в смартфоне.