Торговый центр (ТЦ, ТРЦ, ТРК, молл, пассаж, галерея) — это группа розничных магазинов и, возможно, развлекательных заведений, которые находятся в одном здании (комплексе) с единым административным управлением. ТЦ как правило занимает несколько этажей, возле него есть парковка для машин покупателей. Он располагается в центре города или в одном из спальных районов. Место стараются выбрать так, чтобы рядом была станция метро или остановка пассажирского транспорта. Его торговые точки (кроме «якоря») часто узкоспециализированные, по причине небольшой занимаемой площади.
Торговые центры появились в нашей стране после 1985 года. Раньше были только универмаги и универсамы. Чем они отличаются? Универмаг представляет собой большой магазин с разнообразным ассортиментом, юридически принадлежащий одному владельцу. В торговом центре площади сдаются в аренду под магазины, у каждого из которых свой хозяин. В этом принципиальная разница, относительно прочего (ассортимент, цены и др.) существенных отличий нет.
Как повлияла война на работу торговых центров
Война — это большое горе для страны. Она негативно влияет на все стороны жизни. Не обошла она стороной и торговые центры. Многие большие заведения повреждены или разрушены, в оккупированных городах на востоке — почти полностью. В частности, в Киеве сожжен Retroville, пострадал Lavina Moll. В Украине погибла часть гражданского населения, немало людей уехало в западные области или в другие государства. Доходы населения резко упали, выросла безработица. Цены поднимаются, людям не до того, чтобы думать о престижных товарах и развлечениях. Плюс выросли затраты на коммунальные услуги, связь, общественный транспорт и медицину. Из-за этого наблюдается значительное снижение уровня потребительских настроений.
Одним из ярких свидетельств влияния на работу ТЦ перечисленных выше факторов является изменение арендных ставок (данные по Украине, без учета РТО, НДС и ЭП):
№ | Наименование | Февраль 2022 | Июнь 2022 | ||
max | min | max | min | ||
1 | Небольшие магазины (до 10 кв. м.) и киоски | 420* | 110 | 250 | 70 |
2 | Кафе и рестораны | 35 | 6 | 15 | 1 |
3 | Развлекательные комплексы для детей | 10 | 1 | 6 | 1 |
4 | Кинотеатры | 12 | 2 | 4 | 1 |
5 | Большие магазины (600-1500 кв. м.) одежды | 37 | 2 | 18 | 1 |
6 | Галереи модной одежды (100-200 кв. м.) | 68 | 6 | 30 | 1 |
7 | Магазины электроники | 18 | 4 | 8 | 1 |
8 | Продуктовые супермаркеты | 30 | 8 | 12 | 1 |
* — Плата за аренду приведена к эквивалентной в долларах США.
Практически по всем позициям расценки упали в 2-3 раза. Среди основных тенденций работы ТЦ в военное время можно назвать следующие:
- Большой и быстрый рост вакантности (в среднем около 20%), особенно в ТЦ окружного и регионального уровней.
- Несоответствие уровня брендов-арендаторов сегодняшним доходам покупателей.
- Некоторые популярные фирмы прекратили работу до окончания войны.
- Перемещение больших сетевых торговых комплексов в безопасные регионы.
- Необходимость адаптации крупных ТЦ к меньшим площадям.
- Проблемы из-за перебоев в электроснабжении.
- В магазинах-якорях сократился ассортимент.
- Дефицит персонала из-за эвакуации квалифицированных кадров.
- Трудности с обеспечением наличия импортных товаров.
- Проблемы с логистикой по всем категориям.
- Крайне высокое нежелание населения покупать товары из страны-агрессора.
Список можно продолжить. В перспективе есть опасность монополизации торговли в некоторых товарных сегментах. Кроме того, ожидается что магазины, работающие в формате street-retail, после сдачи позиций в последние годы, вновь станут более востребованными.
Самые крупные ТЦ, ТРЦ и ТРК Киева
Сравнивать торговые центры столицы можно по разным характеристикам: общая или арендная площадь, количество этажей и магазинов, обороты, число посетителей, год открытия и т.п. Любое ранжирование будет правомочным. Но лучше выбрать какой-нибудь стабильный показатель, например, общую площадь комплекса.
№ | Название* | Год открытия | Общая площадь, тыс. кв. м. | Арендная площадь, кв. м. | Этажность | Кол-во магазинов |
1 | Blockbuster Mall | 2019 | 450 | 200 | 2 | 500 |
2 | Respublica Park | 2021 | 300 | 135 | 3 | 500+ |
3 | Lavina Mall | 2016 | 170 | 127 | 2 | 500 |
4 | Dream Town | 2009 | 167 | 89 | 3 | — |
5 | Ocean Plaza | 2012 | 165 | 70 | 3 | 420 |
6 | SkyMall | 2007 | 159 | 107 | 3 | 260 |
7 | River Mall | 2018 | 140 | 62 | 3 | 160 |
8 | Retroville | 2020 | 116 | — | 2, 11 | 250 |
9 | Мега Сити | 2010 | 108 | 60 | 6 | — |
10 | Космополит | 2006 | 105 | 37 | 3, 4, 9 | 120 |
* — В таблицу не внесены данные по объектам, открытие которых планировалось в 2022 году: Ocean Mall (2 очередь), April и другие.
Несмотря на то, что таблица не претендует на звание истины в последней инстанции, по ней можно отследить некоторые тенденции. В первой десятке присутствуют не только заведения, открытые пораньше (2006-2009 годы), но и те, что начали работать в последние годы (2018-2021). Комплекс SkyMall, находясь на 6-м месте по общей площади, тем не менее опережает Dream Town и Ocean Plaza по местам для магазинов. А Retroville, хотя и меньше, чем River Mall, имеет больше торговых точек. Все это говорит о разных подходах к организации работы ТЦ: где-то больше подсобных помещений, у кого-то более мелкие заведения (возможно, без «якоря») и прочее.
Blockbuster Mall
ТРЦ Blockbuster Mall не только самый большой в Украине. Он входит в число крупнейших моллов Восточной Европы. Расположение на одном из самых оживленных перекрестков столицы предоставляет почти идеальные условия для торговли. ТРЦ работает в формате retail-resort с тщательно продуманным tenant-mix. Благодаря этому клиент может не только найти здесь все необходимое, но также перекусить в food-поинтах и приятно провести время в развлекательном комплексе с эксклюзивными аттракционами. Одной из особенностей ТРЦ является наличие пяти двухуровневых магазинов.
Якорное заведение центра — гипермаркет «Сильпо». Он занимает площадь около 9 тыс. кв. м. В галерее магазинов представлены практически все популярные в Украине бренды. Парк развлечений для всей семьи «Галактика» (свыше 15 тыс. кв. м.) по степени привлекательности для посетителей вполне можно считать еще одним якорем, потому что многие приходят именно ради него. А повеселившись, и в магазины заглядывают. Его эффективность подтверждается фирменной статистикой. С сентября 2020 года, после открытия развлекательного комплекса, трафик центра заметно вырос. Хотя, конечно, пандемия и война внесли свои коррективы.
Respublica Park
Недавно открывшийся на Кольцевой дороге Respublica Park уступает предыдущему ТРЦ разве что по площади. Во всем остальном это такой же современный комплекс со всем необходимым для покупок и отдыха посетителей. Более пяти сотен магазинов, среди которых наиболее популярные отечественные и зарубежные бренды, предлагают самую разнообразную продукцию. Якорный — «Сильпо». Food-зона с полусотней ресторанов расположилась на 11,3 тыс. квадратных метрах. Есть диджитал-парк развлечений с тремя десятками аттракционов. В качестве «вишенки на торте» посетителям предлагается зеленая зона отдыха Оазис (2000 кв. м.) с гидравлической сценой.
Lavina Mall
Несмотря на то, что ТРЦ Lavina Mall постарше и поменьше двух лидеров, по числу магазинов он им не уступает. Так же как по известности мировых брендов и ассортименту. Футуристический дизайн подкрепляется оригинальным концептом. В основе последнего большие пространства, яркое освещение, четко проработанные мелкие детали и оригинальные форматы представления продукции. Кроме магазинов с якорным «Сильпо» на 3400 кв. м., здесь имеется все необходимое для посетителей: кинотеатр, фудкорты, развлекательный центр “Galaxy” с экстремальными аттракционами, светомузыкальный фонтан, автостоянка на 4000 мест и прочее.