Уверен, что вы встречали десятки списков рекомендуемых к чтению бизнес-книг. Толковых трудов действительно немало, но я решил сделать подборку типа не «как можно больше», а «как можно меньше».
Короче, я сделал заметку для своих партнеров и клиентов, наших менеджеров и сотрудников о том, какие книги считаю обязательными для чтения. Теперь делюсь списком и с подписчиками моего канала.
Еще раз хочу подчеркнуть, что:
- Классных книг намного больше, но я старался собрать как можно меньше книг, обязательных для чтения.
- Упор все-таки на книги для менеджеров, то есть, людей, которые управляют чем-то или кем-то: проектом, сотрудником, отделом, департаментом, компанией.
Мастрид номер 1. Элияху М. Голдратт:
«Цель. Процесс непрерывного совершенствования»
Элияху Голдратт – человек, который создал «Теорию ограничений». Сама теория ограничения – это методология менеджмента через нахождение и управление «ключевыми точками».
По большому счету теория Элияху – это банальный здравый смысл. Но для упрощения понимания читателями Элияху написал серию бизнес-романов, а вместо привычных слов ввел «как бы» новые термины. Я понимаю и разделяю его подход, так как иногда для того, чтобы изменить уже привычный алгоритм мышления, необходимо специально разговаривать на «другом языке». «Другой язык» слышат и понимают без связи с привычным, поэтому так намного легче получается изменить понимание уже известного.
Сама книга про то, как главный герой Алекс должен был за короткий период времени разрулить проблемы на заводе. Вся теория ограничений – она, вроде бы, для заводов. Но напомню, что считаю теорию ограничений здравым смыслом, а здравый смысл полезен в бизнесе любого типа.
Теория ограничений Голдратта помогает в любом самом сложном случае найти то, чем надо заняться в первую очередь, чтобы улучшить бизнес или другую любую систему.
Некоторые избранные мной фрагменты книги я когда-то давно собрал на своем теперь уже заброшенном блоге.
Мастрид номер 2. Джефф Смарт и Рэнди Стрит:
«Кто. Решите вашу проблему №1»
В книге Элияху Голдратта вы приходите к пониманию «что» нужно делать. А книга Смарта и Стрита про то, «кто» это будет делать. Собственно, главная идея книги звучит в названии: проблема номер один – кто, а не что.
Я не настолько радикален, чтобы поставить «что» на второе место, но абсолютно очевидна важность подбора правильных людей. В итоге, действительно получается, что эти две книги – идеальный союз, так как вы поймете, что делать, и наймете тех, кто это будет делать. Если у вас совсем плохо со временем, прочтите хотя бы их из этой подборки.
Меня привлекает методология, которая дается в книге. Не уверен, что ее стоит применять 1 в 1 в реалиях каждого бизнеса и для всех вакансий. Но книга уж точно дает сдвиг в голове: она заставляет фокусироваться на поиске лучших кандидатов и на упоре в этом поиске не на псевдопсихологию в оценке личных качеств кандидатов, а на оценку работы кандидата, основанную на анализе объективных сигналов из прошлого.
Например, лично меня сильно тригернул термин «вуду-рекрутинг» – он довольно точно описывает современный процесс найма, который держится на интуиции рекрутеров и менеджеров. Думаю, что всем знакомы всякие подходы типа «он только показался в двери, а я уже мог предсказать результаты интервью» и «у меня огромный опыт, я вижу кандидатов насквозь» – книга позволит избавиться от этой истории.
В книге лучшие сотрудники называются А-игроками, и в ней даются довольно подробные алгоритмы, как их отбирать. Другими словами, вам дают методики, как искать сигналы в белом шуме ничего не значащих слов, фактов, историй, домыслов, искаженных нашим восприятием.
— — —
Теперь у вас есть набор из двух самых-самых книг для менеджмента в моем рейтинге. Читайте их и велкам к нам в группу – мы прям сильно сильно ищем сейчас людей.
p.s. И, конечно, поделитесь в каментах какие книги вы считаете обязательными для чтения менеджерам?
На 1 и 2 место в подборке топ-книг для менеджеров я поставил «Цель. Процесс непрерывного совершенствования» Элияху Голдратта и «Кто. Решите вашу проблему №1» Джеффа Смарта и Рэнди Стрита. Эти две книги – идеальный фит, так как вы поймете, что делать, и наймете тех, кто это будет делать.
Двигаемся дальше к книгам номер 3, 4 и 5.
Мастрид 3. Выберите сами.
Из двух книг ниже выбирайте ту, которая больше релевантна именно для вас. Более жестким менеджерам я рекомендую одну, «добрякам» – другую.
А каким надо быть? Я следую урокам из Звёздных Войнах 🙂 – весь секрет в балансе сил. Чего у вас не хватает? Вот то и выравнивайте.
3.1. Для жестких менеджеров:
Дэн Ариели – «Позитивная иррациональность. Как извлекать выгоду из своих нелогичных поступков»
Позволяет понять и принять тот факт, что люди не идеальны, и это нормально. После прочтения этой книги я меньше раздражаюсь на окружающих и на себя самого тоже. Мы все имеем массу когнитивных искажений, и это ок.
3.2. Для мягких менеджеров:
Дэн С. Кэннеди – «Жесткий менеджмент. Заставьте людей работать на результат»
Книга вредна для требовательных и жестких менеджеров, но полезна для мягких и излишне «нежных». Рекомендую тем, кому стоит поработать над своей требовательностью.
Мастрид 4. Ицхак Адизес:
«Идеальный руководитель. Почему им нельзя стать и что из этого следует»
За громким названием стоит упрощенная и как бы недостижимая модель идеального руководителя. Модель раскладывает людей по четырем составляющим: предприниматель, производитель, администратор и интегратор.
По мнению Адизеса для успешного существования организации в ней должны выполняться четыре функции менеджмента. И невозможно найти человека, который бы постоянно идеально справлялся со всеми четырьмя одновременно, поэтому нужны команды из менеджеров с взаимодополняющими стилями управления.
Книга позволяет не требовать от всех одного и того же, а также быть ок с тем, какими разными могут быть члены вашей команды.
Я согласен, что сбалансированное выполнение менеджментом компании всех четырёх ролей поможет компании действовать результативно.
Мастрид 5. Ли Куан Ю,
«Из третьего мира — в первый. История Сингапура 1965-2000»
С 1959 по 1990 годы, во время правления Ли Куан Ю, Сингапур, лишённый ресурсов (даже воду получает из Малайзии), смог решить многие внутренние проблемы и совершил скачок от страны третьего мира до высокоразвитой страны с высоким уровнем жизни.
Я уверен, что эффективное управление страной намного сложнее управления бизнесом, поэтому и рекомендую прочитать книгу всем менеджерам.
На вопрос «почему у Сингапура получилось» Ли Куан Ю отвечал:
Мы учились в процессе работы и учились быстро. Если и была какая-либо формула нашего успеха, то она заключалась в том, что мы постоянно учились, как сделать так, чтобы система работала, или сделать так, чтобы она работала еще лучше. Я никогда не был заложником какой-либо теории, мною руководили здравый смысл и реализм. Лакмусовой бумажкой, которую я применял к любой теории или схеме, было: «Будет ли она работать в реальной жизни?» Это была та золотая нить, которая протянулась через все годы моей работы. Если теория не работала, и результаты были плохими, то я больше не тратил на это времени и ресурсов.
Разве не этому стоит научиться всем нам?
Еще некоторые избранные цитаты из книги есть в этом посте. В принципе, можно прочитать половину книги до главы 16, с которой начинается разбор отношений Сингапура с другими странами – там меньше инсайтов, чем в первых пятнадцати главах.
Послесловие
Есть много книг, которые я могу рекомендовать. Это и «Клиенты на всю жизнь» Карла Сьюэлла, и «Сильнейшие» Патти МакКорд, но все же в мой самый-самый короткий набор Must Read Book Suite для менеджеров входят лишь пять, перечисленных выше.
— — —
Попросил у моих друзей специально для подписчиков канала промокод: с kbu-netpeak21 можно получить 10% скидки, ребята даже создали мне персональную страничку. Только не вздумайте, что это реклама – я бы не тратил время на два поста.