Эффект тамагочи — это зависимость человека от электронной игрушки, мобильного телефона или другого гаджета. Ему могут быть подвержены все люди независимо от возраста и гендерной принадлежности. Результат воздействия на психику может быть, как положительным, так и отрицательным.
Тамагочи
Электронная игра «Тамагочи» появилась в 1996 году. Производитель — японская фирма Bandai. После того, как появилась версия в виде недорогих отдельных модулей, игрушка стала необычайно популярной. За первые несколько лет только официально было реализовано свыше 40 млн. штук. За счет «Тамагочи» Bandai сумела преодолеть кризис и избежать слияния с SEGA.
По легенде Тамагочи — инопланетные существа. Они изучают Землю, но из-за непривычных условий вынуждены жить в специальной оболочке. Это яйцевидный брелок с экраном, на котором показан забавный зверек. Игра заключается в том, что пользователь взаимодействует со своим электронным питомцем. Его надо кормить, с ним можно играть и общаться, за ним надо убирать, иначе умрет.
Положительные и отрицательные стороны эффекта тамагочи
Плюсы
Однажды двенадцатилетний сын подошел к отцу и сказал: «Папа, я хочу собаку». Мудрый родитель ответил: «Прекрасно! Я рад, что ты любишь животных. А ты знаешь, что с собакой надо гулять три раза в день?» Сын ответил: «Да, знаю. Я буду с ней гулять». Тогда отец предложил: «Сынок, собака — не игрушка. Это живое существо. Давай сначала проверим, как ты с ней будешь гулять. Начиная с завтрашнего утра, я буду твоей «собакой». Ты будешь меня «выгуливать». Согласен?» На том и порешили. На следующий день в 6 утра отец разбудил сына и сказал: «Ты не забыл, что я твоя «собака»? Пора идти на прогулку». Больше вопросов о покупке питомца не возникало.
Апологеты виртуальной игрушки заявляют, что ее положительное влияние трудно переоценить. Ребенок получает лайт-версию домашнего животного. Не все родители такие мудрые как этот отец. Вместо того, чтобы брать питомца, а после выбрасывать его на улицу, можно поиграть с электронным зверьком и на том успокоиться. Если интересы малолетнего владельца изменятся, то нет никакого риска нанести реальный вред.
Среди других позитивных утверждений есть и такое, что лучше, когда ребенок познает реалии жизни, а именно смерть кого-то, к кому он неравнодушен, на примере электронного персонажа. Это менее болезненно для неокрепшей психики. Кроме того, наличие электронного друга с большими функциональными возможностями решает проблемы одиноких людей, а также тех, кто испытывает трудности с общением. В медицине пожилым пациентам и умственно отсталым детям предлагали варианты терапии, основанные на общении с тамагочи.
Минусы
Критики игрушки заявляют, что чрезмерное общение с ней может привести к зависимости. Которая, в свою очередь, окончится тем, что ребенок начнет жить в виртуальном мире, изолируясь от реального существования. И в итоге перестанет разделять настоящее и вымысел (для взрослого это вряд ли, а с неокрепшей детской психикой такое вполне возможно).
Эффект в медицине? О серьезных положительных результатах не сообщалось. Привыкание к реалиям жизни? Спорный момент. Подростки постарше смерть электронного зверька воспринимают более-менее спокойно. Зато для младших это настоящая трагедия. Альтернатива, если родители возражают против животного в квартире? Может быть, как «уцененный» вариант. Потому что нельзя не учитывать огромную разницу между цифровым и живым питомцем в плане эмоций, воспитания чувства любви, заботы и ответственности за милое существо. Купить тамагочи вместо того, чтобы брать собаку, а то мало ли, вдруг через неделю надоест? Возможно, так лучше. Будет, как в популярном анекдоте: «Ну сдохнет, так сдохнет». Электронный — он электронный и есть. Только вот беда, для ребенка-то он живой. Хорошо ли это, приучать с малых лет спокойно относиться к смерти любимого существа? Одни говорят, что так и надо, другие возражают.
Эффект тамагочи — это серьезно. Сообщение о том, что в Великобритании есть кладбище с реально похороненными электронными питомцами, вызывает улыбку. Зато информация из Франции намного хуже. Висевший на зеркале заднего вида брелок-тамагочи запищал и потребовал еду. Женщина-водитель отвлеклась, попала в аварию и погибла. А в Японии вообще было несколько самоубийств из-за того, что игрушечные зверьки «умирали» от небрежного ухода.
Смартфоны
В намного большей степени эффект тамагочи проявляется, когда речь идет о смартфонах. Здесь положение настолько серьезно, что специалисты уже выделяют несколько групп последствий для физического и психического здоровья пользователей:
- Социальные. Самоизоляция подростков и молодежи давно стала притчей во языцех. Люди мало общаются между собой и не испытывают в этом никакой потребности. Многие часто проверяют смартфоны из боязни упустить что-нибудь важное.
- Физиологические. На поверхностях смартфонов гнездятся болезнетворные бактерии (исследования Лондонской школы гигиены). Есть мнение, что частые разговоры по мобильному увеличивают риск развития рака, хотя это окончательно не доказано. Но точно известно, что гаджеты приводят к головным болям, бессоннице, утомляемости, ослаблению памяти и нарушениям концентрации (исследования Каролинского университета).
- Психологические. Речь идет о депрессии, постоянной тревоге и низкой самооценке. Люди испытывают стресс из-за того, что их могут потревожить в любое время суток. Согласно опросу Shaidah Jusoh, более 60% респондентов согласились с тем, что без мобильного телефона они чувствуют себя неполноценными.
- Применение в некорректных ситуациях. В первую очередь — во время управления автомобилем. Водители разговаривают, просматривают страницы, читают текстовые сообщения. По статистике, только в Америке каждый день из-за отвлечения внимания 8 человек погибает и 1161 травмируется.
В 16 штатах США применение гаджетов за рулем запрещено. В Великобритании во время вождения разрешается пользоваться мобилкой только по громкой связи, иначе будет штраф в размере от 1000 фунтов. Ничего удивительного. Если машина движется со скоростью 55 миль в час (88 км/ч) и водитель отвлечется всего на 5 секунд, то авто за это время проедет около 125 м, это больше чем длина футбольного поля.
VR технологии
В недалеком будущем появятся соблазны посильнее мобилок и эффект тамагочи станет еще круче. Многие уже сегодня всерьез опасаются, что из-за развития VR технологий жизнь в оффлайне станет «неинтересной». Зачем учиться в университете, заниматься физкультурой, делать карьеру и т.п., если можно просто надеть на голову шлем виртуальной реальности. А в ней ты — сногсшибательный красавец, лучший в мире гонщик, непобедимый боец, спаситель мира. И будут лет через 15-25 наши потомки сидеть по своим каморкам и играть, играть, играть. За что жить? Посмотрите на систему социальной помощи в Нидерландах. Когда за продуктами ходить? Да ладно, клоны привезут прямо домой все, что нужно (технология клонирования отработана в Китае 12 лет назад. Где-то в это же время Южная Корея сообщила об успешных опытах по генетическому программированию искусственно выращенных особей — клоны вырастут покорными слугами). Жениться, заводить детей? Да ну, что вы, это так хлопотно. Лучше зайду в виртуалку, там все красавицы мои. Грустно…