При рыночной экономике для каждой компании ситуация не остается стабильной. Меняются экономические, политические и социальные условия, появляются новые конкуренты… одним словом, надо постоянно быть в курсе дела о состоянии своего бизнеса, его перспективах и поджидающих впереди опасностях. Для того, чтобы постоянно «держать руку на пульсе» надо использовать аналитические инструменты, одним из которых является SWOT-анализ. С его помощью можно выяснить, какие у фирмы есть сильные стороны и в чем она проигрывает другим предприятиям, разобраться с перспективами развития и оценить возможные угрозы. Или, иначе говоря, определить текущее состояние бизнеса и его положение на рынке, а также разобраться в какую сторону двигаться.
Расшифровка SWOT
В слове “SWOT” каждая буква имеет определенное значение:
- S (strengths). Сильные качества, по сравнению с конкурентами. Они выделяют фирму в лучшую сторону, позволяют получить преимущество и добиться успеха.
- W (weaknesses). Недостатки. Здесь то, в чем фирма недорабатывает, ее упущения, которые необходимо ликвидировать.
- O (opportunities). Факторы, влияющие на фирму извне и события, от которых зависят результаты ее деятельности. Они создают возможности для улучшения результатов.
- T (threats). Угрозы, не зависящие от фирмы — действия конкурентов, политическая ситуация, изменения в экономике и т.п. Компания не может их устранить, но способна минимизировать их последствия.
Первые два пункта являются отражением внутренних процессов, происходящих на предприятии: количества и качества выпускаемой продукции, профессионализма маркетологов, командной работы, ассортимента услуг и прочее. Вторые два от фирмы не зависят: законодательные акты, рыночная ситуация, действия конкурентов и т.п. Но их надо знать, чтобы пользоваться предоставленными возможностями, предвидеть угрозы и заранее принимать ответные меры.
С какой целью проводят SWOT-анализ?
SWOT-анализ нужен всем компаниям без исключения: большим, средним и малым, региональным и местным, молодым и уже давно присутствующим на рынке. Когда проводится стратегическое исследование, его делают на заключительных этапах. Чтобы заполнить итоговую матрицу, следует определить потенциал предприятия, его сильные и слабые стороны, проанализировать политико-экономическую и социальную обстановку.
Какие возможности получает руководство компании после заполнения матрицы? Фирма видит свои значительные преимущества и может сформировать эффективное уникальное торговое предложение. Если сильных сторон пока нет, то можно определить потенциал в их достижении. С другой стороны, будут освещены и «поименно названы» уязвимые места. Точное знание проблем — первый шаг на пути к их устранению. SWOT-анализ дает возможность понять, какие ресурсы надо привлечь и что надо сделать для ликвидации каждого выявленного недостатка. С его помощью определяют конкретные угрозы для предприятия, как в настоящее время, так и в недалеком будущем, после чего назначают стратегические мероприятия для минимизации последствий.
Объективная оценка собственных сил и возможностей позволит принимать решения с учетом рыночных тенденций. А также — учитывать риски, которые могут быть не всегда явными и тем самым избегать дорогостоящих ошибок. Главная цель проведения SWOT-анализа и его конкретный результат — получить информацию для принятия правильных стратегических решений, выполнение которых упрочит положение компании и повысит ее прибыльность.
Достоинства и недостатки
SWOT-анализ — инструмент эффективный, но неидеальный. У него есть как преимущества, так и недостатки. Среди очевидных плюсов можно назвать, в первую очередь, универсальность. Как уже было сказано выше, он подходит всем без исключения компаниям. Кроме того, он позволяет сделать выводы и принять глобальные решения по жизненно важным сторонам жизни предприятия. С его помощью оцениваются внутренние и внешние угрозы и возможности — что может быть более насущным для определения стратегии защиты и пути к достижению успеха! И, наконец, его проведение не требует специального образования и, в принципе, не является сильно сложным.
Из главных недостатков следует перечислить необходимость наличия большого объема информации и вероятную субъективность оценок. Результаты показывают положение дел на момент его проведения, так что делать его надо как минимум ежегодно. Ну и, наконец, заполненная матрица представляет собой всего лишь «разложенные по полочкам» сведения. Это еще не готовые решения, их надо анализировать и выносить соответствующие заключения.
Типы
SWOT-анализ может быть простой и оценочный. В первом случае в матрицу записывают факторы с отметками «+» или «—«, после чего смотрят, в каком направлении больше плюсов, а в каком — минусов. Во втором квадранты изначально считаются положительными (сильные стороны и возможности) или отрицательными (слабые стороны и угрозы). По факторам, в зависимости от их значимости, ставят оценки от «1» до «5». Есть и другие типы. В зависимости от поставленных целей, различают еще три разновидности SWOT-анализа.
Количественный
Это наиболее простой и «приземленный» к местным условиям вариант. В данном случае при заполнении матрицы берутся данные только по своему региону и целевой аудитории, причем особый упор делается на их достоверность. Если известны конкретные цифры, их обязательно указывают. В результате матрица получается очень наглядная и простая для понимания, но для глубокого исследования ее, скорее всего, будет недостаточно. В ней нет информации по значимости каждого фактора, она не показывает возможные пути развития. Хотя с ее помощью можно продемонстрировать сотрудникам текущее положение компании чтобы более активно вовлечь их в командное решение важных задач.
Качественный
Здесь, кроме количественного анализа, проводится экспертная оценка по каждому фактору внешнего окружения и внутренней среды — насколько они значимы для компании. Появляется возможность понять, что важнее в настоящее время, велик ли потенциал и насколько серьезны угрозы, на что обратить особое внимание и принять меры. С другой стороны, по такой матрице сложно определить мероприятия для дальнейшего развития бизнес-процессов. Она хороша для оценки текущего положения, сравнения угроз и возможностей для их преодоления, определения приоритетов в стратегических направлениях развития.
Корреляционный
В этом случае между всеми квадрантами матрицы определяются взаимосвязи. Такой подход дает возможность определить стратегию развития бизнеса. Результаты анализа позволяют понять, что надо улучшить, как использовать открывающиеся рыночные возможности и минимизировать риски. Матрица хороша для глобальных задач, от разработки антикризисного плана до построения бизнес-стратегии. Но процесс ее построения — самый сложный.
Правильно выполненный SWOT-анализ — это сильный инструмент, с помощью которого можно определить правильный вектор развития и адаптироваться к суровым условиям работы без серьезных потерь.