2022 коренным образом изменил то, во что украинцы верят и ценят больше всего, где живут и как тратят деньги, как делают выбор и поддерживают друг друга. Gradus Research активно исследовали эти изменения на протяжении всего года, и описали их в 8 ключевых социальных трендах, которые будут актуальны в 2023 году.
1. Война в Украине повлекла за собой серьезный миграционный сдвиг
Более трети украинцев (преимущественно женщины и дети) из-за войны были вынуждены покинуть места своего постоянного проживания. Из них 82% мигрировали в пределах области или Украины, в то время как 18% переехали за границу. Подавляющее большинство мигрантов — жители восточных областей, однако другие регионы демонстрируют также достаточно высокую миграционную активность.
При этом украинцы демонстрируют стабильно высокое желание вернуться домой.
Граждане, которых война заставила покинуть свои дома и переместиться в более безопасные места в Украине или за границу, демонстрируют стабильно высокое желание вернуться при первой возможности — более 70% опрошенных в течение всего периода замеров. И как только ситуация улучшится, это возвращение состоится.
2. Рост уровня доверия людей друг к другу и к государству
Украинцы стали больше доверять друг другу во время войны. Проведенное в июне 2022 исследование Gradus Research показало, что 63% респондентов доверяют людям в целом, в то время как в октябре 2021 года их количество составляло 45%. Вдвое больше опрошенных начали доверять жителям своего населенного пункта (число таких выросло с 35% до 62%). Соседям и живущим рядом людям доверяют две трети граждан (67%). А о доверии знакомым заявили 80% опрошенных.
3. Кристаллизация идентичности
Война стала катализатором многих процессов, включая консолидацию украинского общества. С самого начала полномасштабной агрессии произошла волна перехода на украинский язык. Ведь именно так украинцы подчеркивают свое отличие от страны-агрессора и маркируют принадлежность к группе «Свои». До февраля 2022 года на украинском в быту общались около 40% взрослого городского населения Украины. Сейчас этот показатель близится к 60%.
Украинцы намеренно выбирают локальные бренды. Поддержка украинских производителей является важным фактором выбора для большинства граждан с начала полномасштабной войны России против Украины. В настоящее время 69% опрошенных заявляют, что сознательно выбирают продукцию украинских брендов. А 56% начавших покупать новые бренды во время войны делают это, чтобы поддержать украинских производителей.
4. Большая эмоциональная стабильность
Украинцы держатся, несмотря на более чем 300 дней экстремальной жизни в войне. Об этом свидетельствуют результаты исследования Gradus Research по поводу психического здоровья и отношения украинцев к психологической помощи во время войны, которое мы проводили в конце сентября 2022 года. Тогда 41% респондентов оценили свое психическое здоровье в диапазоне от 8 до 10 баллов, по шкале от 1 до 10, где 1 означает «с моим психологическим здоровьем много проблем», а 10 — «с моим психологическим здоровьем вообще» нет проблем”.
Общий уровень субъективного стресса при этом остается очень высоким — 84% опрошенных констатируют это сейчас. Однако этот показатель отличается среди мужчин и женщин.
5. Вера в победу на высоте
Вера в победу Украины остается на высоком уровне с первых дней полномасштабной войны: 87% респондентов абсолютно или скорее уверены, что Украина способна отразить нападение российской федерации. Главными же залогами победы Украины граждане считают военную помощь стран Запада и мощь Вооруженных Сил Украины.
6. Финансовый статус и занятость постепенно восстанавливаются
Все больше украинцев возвращаются к активному выполнению своих рабочих обязанностей, соответственно можно наблюдать уменьшение доли имеющих работу, но не работающих.
При этом у подавляющего большинства населения доход сократился (78%).
Несмотря на это, украинцы демонстрируют стабильно высокую вовлеченность в помощь государству, армии и друг другу. Граждане неустанно донатят: две трети опрошенных (64%) утверждают, что делают это регулярно, жертвуя деньги на военные и гуманитарные цели. При этом средний донат составляет 950 гривен.
7. Изменение потребительского поведения
Продолжается рационализация потребления, подавляющее большинство опрошенных планируют свои покупки заранее (90%), и только 4% респондентов чаще совершают импульсные покупки. Результаты отличаются среди возрастов, а также зависят от того, имеет ли респондент работу.
Украинцы стали более требовательными к брендам. Почти половина украинских потребителей (44%) выбирают бренды в отношении их позиций поддержки армии, политической позиции, языка общения или сотрудничества со страной-агрессором.
Видим и резкое неприятие всего русского. С первых дней войны многие международные компании приняли решение о выходе с российского рынка. Свою роль в этом сыграло давление общества. Майское исследование Gradus Research продемонстрировало, что 60% населения отказались от покупок международных брендов, продолжающих деятельность в россии. И культура отмены (“cancel culture”) таких брендов продолжает набирать обороты.
8. Рост медиапотребления, еще больший переход в диджитал, новостная зависимость и сила мессенджеров
Война и постоянное переживание опасности по отношению к себе или к близким сделали украинцев зависимыми от новостей — каждый второй просматривает новости несколько раз в день. В медиаменю номером первым стали мессенджеры (Telegram, Viber и т.д.), которые, кстати, не являются рекламными платформами. 69% украинцев потребляют новости именно там. Они обгоняют сайты, телевидение и даже социальные сети (63% опрошенных), двигая их на второе место. За ними следуют информационные интернет-ресурсы (46%). Национальные ТВ-каналы, ранее входившие в ТОП-3 источника потребления информации об общественно-политической жизни, занимают четвертое место. Их смотрят 34% граждан, чтобы получить актуальную информацию.
“На протяжении всего года мы видим, как украинское общество закаляется в борьбе с внешним врагом. И эти изменения, которые произошли с нами в 2022, и затронули каждый аспект жизни — доверие к людям и власти, вовлеченность в помощь другим, сознание выбора и потребления, осознание того, что дома лучше, — все они остаются с нами в 2023 году и двигают нас к победе”, — комментирует Евгения Близнюк, социологиня, основательница и директор исследовательской компании Gradus Research.
Опросы были проведены исследовательской компанией Gradus Research методом самозаполнения анкеты в мобильном приложении Gradus. Онлайн-панель Gradus отображает структуру населения городов с количеством жителей более 50 тысяч в возрасте 18-60 лет по полу, возрасту, размеру населенного пункта и региону. Точные даты и объемы выборок исследований указаны на слайдах.