Давным-давно на Востоке один Мудрец сидел у окна, пил сладкий щербет и размышлял о вечности. А на улице играли дети, шумели и мешали течению мыслей. Мудрец сначала хотел накричать на них и прогнать, но потом подумал: «Я же умный, я избавлюсь от них элегантно и изящно». Он выглянул в окно и крикнул: «Эй, дети, вы здесь возитесь в пыли, а того и не знаете, что на базаре бесплатно раздают конфеты». «Ова, — закричали дети, — конфеты!» И побежали на рыночную площадь. А мудрец довольно улыбнулся и в полной тишине снова стал размышлять о вечности.
А дети бежали и кричали: «Конфеты! Бесплатно! На рынке!» Их родители услышали это и сказали друг другу: «На рынке бесплатные конфеты? Все может быть! Надо проверить». И тоже пошли. Соседи спросили: «Куда вы идете, уважаемые?» Они ответили: «На базар. Дети говорят, что там бесплатно раздают конфеты». И соседи пошли. Другие люди спросили, куда они идут, и услышали, что на базаре с самого утра каждому дают по мешочку конфет. И эти люди тоже пошли на рынок.
Через некоторое время Мудрец увидел в окно, что толпа людей заполнила всю улицу и движется в направлении рыночной площади. Он спросил их, куда они идут, и услышал в ответ, что там уже третий день подряд мешками прямо с повозок раздают конфеты». И подумал Мудрец: «Интересно… Не может быть, чтобы столько людей куда-то шли зря. Надо и самому пойти посмотреть, может там действительно что-то раздают». Он оставил щербет, надел халат и побрел на базар. Последний эпизод этой забавной истории сегодня называется «социальное доказательство».
Что такое социальное доказательство
Социальным доказательством (Social Proof) называется феномен поведения, согласно которому личность в своих решениях ориентируется на действия других, иногда даже незнакомых людей. Перефразируя слова вышеупомянутого Мудреца, можно сказать короче: «большинство — не ошибается». Такая позиция определенным образом влияет на поступки людей, на кого-то сильнее, на кого-то слабее, но подвластны ей почти все. Когда среди «большинства», на которое обращает внимание человек, встречаются знакомые или известные лица, то давление на психику значительно усиливается в том смысле, что «действия других» выглядят гораздо более убедительными. Впервые этот термин был применен в 1984 году специалистом по социальной психологии и автором популярной книги «Влияние: Психология убеждения» Робертом Чалдини.

Психологія переконання
Когда срабатывает социальное доказательство? Во всех случаях, когда человек не может, основываясь на собственных знаниях и опыте, принять правильное решение. Или может, но совсем не уверен в том, что оно будет правильным. А еще часто бывает, когда человек о чем-то не думал и не планировал приобрести, но случайно увидел в рекламе, что «именно эти духи использует известная актриса…».
Где мы сталкиваемся с социальными доказательствами? Чаще всего в процессе потребительского выбора. Товары или услуги с большим количеством положительных отзывов нам кажутся лучшими. Также, в социальной жизни мы можем присоединиться к общественному движению, которое поддерживает много людей (хотя здесь многое зависит от развития личности и уровня ее информированности). В кругу знакомых мы нередко присоединяемся к точке зрения большинства, несмотря на то, что она может не совпадать с нашими убеждениями. И т. д., и т. п., список можно продолжать.
Конечно, маркетологи никак не могли обойти такой эффективный способ влияния на покупателей. Они быстро поняли — совсем не достаточно сказать о своем продукте, что он хорош. Нужно сделать так, чтобы клиенты рассказали потенциальным потребителям (желательно — восторженно, с блестящими глазами), какой это замечательный продукт. Кстати, совсем не обязательно именно рассказывать, есть много других методов применения социального доказательства. В комедийных телепостановок во время забавных моментов раздается закадровый смех, в результате чего они воспринимаются более позитивно. В театрах клакеры в нужные моменты начинают аплодировать, после чего их быстро поддерживают все зрители (больше аплодисментов — лучше спектакль) и т. д., и т. п.
Вы не верите, что это работает? А вспомните-ка, как Вы в компании знакомых тоже смеялись над той шуткой, над которой хохотали все. А в театре Вы, наверное, тоже аплодировали, когда на весь зал раздавались бурные аплодисменты. А когда вы выбираете, какой фильм лучше посмотреть вечером, разве вы не отдаете предпочтение тем названиям, о которых ваши знакомые рассказывали с восторгом? И вообще, вы не замечали, что когда не знаете, куда смотреть, голова как будто сама поворачивается в ту сторону, куда уже смотрит кто-то рядом с вами?
Почему это работает
Почему срабатывает социальное доказательство? Есть две главные причины. Во-первых, как писал Р. Чалдини, только 5% людей по натуре являются инициаторами, лидерами, а остальные 95% — имитаторы, то есть последователи. Кто-то называет это конформизмом («быть как все» — естественное желание). Можно копнуть глубже и вспомнить, что человек — это, по большому счету, тоже животное, только социализированное и ему присущ стадный менталитет. Последний заложен на уровне ДНК, потому что когда-то это помогало выживать.
Во-вторых, принцип «большинство — не ошибается» никто не отменял, хотя он и звучит как социалистический лозунг. Поэтому, когда человеку не хватает знаний для принятия решения, он полагается на опыт других. Вот характерный пример. На крытом рынке стоят две женщины, продают молочные продукты. Качество товаров у обеих хорошее и практически одинаковое. Покупателей нет. Затем кто-то подходит к одной женщине, начинает расспрашивать о молоке, пробовать сыр, ему наливают сметану… Пока он покупает, к нему пристраивается очередь еще из нескольких покупателей. Ко второй не подходит никто (!) Затем вся очередь покупает кому что нужно и расходится. Опять никого. Тогда ко второй кто-то подходит, спрашивает, пробует и т. д. За ним выстраивается небольшая очередь, теперь уже к первой — никто не подходит (!) И так до самого закрытия базара. Принцип: «Ага, у этой берут, значит у нее товар качественный, а у второй никого нет, наверное, у нее не очень хороший». Правильно, когда человек не разбирается в молочке, то так и надо — брать у тех, к кому очередь. А что вы думали, польза от социального доказательства конечно же есть.
Кроме того, говоря о причинах влияния социального доказательства, вспоминают о FOMO, то есть страхе пропустить что-то важное, интересное или полезное. Иногда говорят о принадлежности к определенной социальной группе и желании соответствовать ее ценностям.
Статистика
Рассматривая тему «по-взрослому», мы в любом случае не можем обойтись без статистических данных, потому что слова остаются только словами, пока не подкреплены конкретными цифрами. В нашем случае найти подтверждение значимости социального доказательства нетрудно, потому что исследований было довольно много:
- Ресурс Brightlocal утверждает, что 34% потребителей всегда читают онлайн-отзывы, когда что-то ищут в магазинах. Плюс еще 43% делают это регулярно. И только 4% пренебрегают информацией. 83% читателей пользуются для этого системой Google. 48% просматривают местные новости, 34% включают YouTube. (Данные за 2025 год).
- Похожая информация опубликована на сайте Powerreviews. По их данным, в 2018 году 97% потребителей говорили, что читают отзывы перед тем, как что-то приобрести в интернете. На сегодняшний день эта цифра выросла почти до 100%. Что касается оффлайн-магазинов, то там процент заметно ниже, но все равно больше половины (57%). 89% посетителей считают отзывы важным фактором при принятии решения о покупке (сейчас — уже 98%). Более того, 79% людей намеренно ищут именно веб-ресурсы с отзывами (в 2018 году — 63%).
- Вот еще похожие цифры. 90% потребителей читают отзывы перед тем, как что-то приобрести (Transpilot).
- Продукт, на странице которого есть не менее пяти отзывов, имеет в 27 раз больше шансов на продажу по сравнению с товаром без отзывов (Medill Spiegel Research Center).
- Powerreviews пишет, что сайты, которые показывают отзывы своих клиентов, имеют в среднем на 19,8% лучшую конверсию, чем те, которые не показывают.
От приведенных цифр нетрудно взлететь в заоблачные высоты, мечтая на основе соцдоказательств быстро раскрутить собственный магазин. Но давайте опустимся на землю. В 2020 году 79% потребителей доверяли отзывам так же, как и рекомендациям знакомых (Brightlocal). Но в 2025 году этот показатель составил уже только 42%. Значительное падение свидетельствует о том, что люди стали гораздо меньше доверять отзывам. Почему? Об основной причине будет сказано ниже.
Как использовать социальные доказательства в маркетинговой стратегии
Отзывы
Отзывы и рейтинги являются одним из самых убедительных социальных доказательств. Это не просто слова благодарности, это подтверждение того, что компания заслуживает доверия, а ее товар — высокого качества. Здесь же можно узнать о некоторых полезных особенностях товара, а также о том, хорошо ли обслуживают, быстро ли работает доставка и т. д. Положительные комментарии не только помогают принять решение о покупке, но также создают привлекательный имидж фирмы. Бонусом к этому является возможность веб-ресурса занять более высокие позиции в тематических выборках поисковых систем, в частности Google, который при ранжировании учитывает их количество и качество.
Но не все компании работают с отзывами как следует. Что это значит? Во-первых, не нужно пускать это дело на самотек. Сообщения пользователей необходимо целенаправленно собирать, применяя для этого платформы и сервисы: Google Forms, SurveyMonkey, Typeform, Google My Business, OTZYVUA и другие.
Во-вторых, их нужно правильно оформить. Хороший отзыв должен характеризовать сервис или товар, а не просто сообщать, что «все понравилось». Желательно, чтобы он содержал фото или видео. И обязательно должен быть честным, а не заказным или написанным собственными администраторами. В-третьих, отзывы могут быть разные, не только короткие, но и мини-обзоры или, иначе говоря, рецензии (хотя последние — это, вообще-то отдельный тип использования соцдоказательств). Вот как оформлены отзывы учебного сайта Genius.Spase.

Отзывы об образовательном сайте Genius.Spase
Ниже расположены текстовые отзывы для тех, кто не желает тратить время на видео. А под ними предлагается лид-форма, с помощью которой можно заказать консультацию специалиста.

Отзывы с лид-формой
Где размещать отзывы? Не обязательно только на главной. Они могут быть на отдельной странице сайта или в выделенном разделе, на целевых (продающих) страницах, в электронных письмах к клиентам, особенно во время продвижения товаров или промоакций. А также на Yelp, Google Reviews или отраслевых веб-сайтах, в соцсетях на отдельных платформах и других маркетинговых ресурсах и т.д.
С отзывами обязательно нужно работать. Имеется в виду, что на них отвечают, причем быстро, а не через неделю-другую (когда фирма отвечает на отзывы, она выглядит привлекательно для 88% потребителей — Brightlocal). Как именно составлять ответы — тема для отдельной статьи. Все написанное клиентами анализируют и не только разделяют по категориям или следят за повторными комментариями, а пытаются учитывать пожелания покупателей, после чего рассказывают потребителям, что было сделано по их сообщениям. Отзывы являются действенным фактором для улучшения работы компании и привлечения дополнительных посетителей.
В конце — еще несколько важных моментов. Процесс оставления отзывов должен быть предельно простым, иначе мало кто будет их писать. Комментарий должен содержать имя клиента, а если там будет еще и фото (с его разрешения), то совсем хорошо, это усиливает аутентичность. И не нужно публиковать только положительные сообщения, Вам не поверят. Идеальных фирм не бывает, у каждой есть какие-то недостатки. И напоследок — маленькая безобидная хитрость. Если на главную вывести блок под названием «Последние отзывы» и показать там несколько комментариев клиентов, то у человека может сложиться впечатление, что сайт имеет большой трафик, даже если на самом деле он лишь желаемый. Возникает ощущение, что в данный момент в магазине много посетителей и они покупают чуть ли не каждую минуту, это несколько стимулирует активность.
Кейсы и истории успеха
В данном случае речь идет не о становлении и росте компании, а о демонстрации опыта фирмы путем показа того, как были реализованы клиентские проекты. Для этого можно сделать отдельный раздел «Кейсы», разбитый на подразделы по направлениям. Там должен быть текстовый контент, обязательно сопровождаемый аудио-, фото- или видеоматериалами (без них не так интересно читать).
Кейсы лучше подавать в виде подробных разборов, то есть: «клиент объявил проблему — показываем процесс разработки решения — воплощение конечного варианта в жизнь — получен вот такой результат». Такой подход дает возможность читателям «примерить» свою ситуацию к той, что показана. Результаты лучше брать измеримые и представлять с цифрами: «продажи увеличили на 32%», «конверсию подняли с 1,5% до 7,5%», «расходы сократили на 27%» и т. д.
Хорошо работает визуальная демонстрация «до» и «после» там, где это возможно, например, в фитнесе или строительстве. Долгосрочные проекты лучше показывать в динамике: «В начале было так», «Через 3 месяца», «Через полгода» и т. д., чтобы все видели стабильное улучшение.
Количество покупателей
Красноречивые цифры — это еще один из эффективных и часто используемых способов представления социального доказательства. Не нужно стесняться того, что у вас много клиентов, расскажите об этом всем, это действует достаточно убедительно. Берите пример с Docusign, которые так и пишут, что у них более миллиона покупателей, а пользователей вообще миллиард.
К сказанному хочется добавить, что просто поставить число и сказать «этот товар приобрели ХХХ человек» (вариант: «ХХХ пользователей рекомендуют этот продукт») далеко не всегда достаточно, желательно еще и объяснить, почему оно важно. Например: «Присоединяйтесь к 2356 клиентам, которые обращаются к нам в желании получить стильную и современную одежду!» А если поставить динамический счетчик количества покупателей с обновлением данных в реальном времени, то будет еще лучше.
Этот способ хорошо работает в YouTube, а также в Facebook, Twitter, Instagram и других социальных сетях. Там возле каждого ролика или поста стоит количество просмотров, лайков или подписчиков. Они как бы незаметны, но на самом деле влияют на подсознание, заставляя более позитивно воспринимать контент, у которого много поклонников. Тех, кто не верит, отсылаем к результатам исследований socialsup.net, они доказали это на примере Twitter.
Рекомендации экспертов
Кто может лучше сказать что-то о товаре, как не профессионал в этом деле? Правильно, никто, поэтому в рекламе зубной пасты выступает стоматолог в белом халате («93% стоматологов советуют пользоваться именно …»), в рекламе электродрели мы видим слесаря в спецовке («Лично я предпочитаю именно эту модель»), когда говорят о LED-фарах для авто, то на экране мы видим водителя и т. д. Способ работает на уровне подсознания и дает довольно неплохие результаты.
Вот книга рецептов от Кулинарной Академии Эктора Хименеса-Браво. Ее предлагают за сумму, в зависимости от продавца, от 180 до 600 грн. Интересно, что она же, но с автографом господина Эктора стоит в 3,5 раза дороже.
Высказывания знаменитостей
Этот способ очень похож на предыдущий, но психологическая основа здесь совсем другая. На Западе издавна отношение к богатым людям отличалось от нашего, потому что у них они не являются объектом для зависти (маргиналы не считаются), а примером для подражания. В пятидесятые-шестидесятые годы там поняли, что нужно платить актерам и спортсменам огромные деньги, делая их таким образом образцом, на который смотрят с восхищением. Результат этого маркетингового хода не заставил себя ждать — большие гонорары вернулись стократными доходами в виде переполненных стадионов и залов кинотеатров. И, конечно же, когда суперпопулярный миллионер Джонни Депп или Николас Кейдж что-то говорит с экрана, то это истина в последней инстанции.
Поскольку в Украине психология социума уже давно отвернулась от псевдосоциализма и приближается к западному способу мышления, то и в нашем обществе тоже высказывания популярных личностей имеют большой вес. Здесь не обязательно прибегать к прямым рекомендациям, есть и другие способы. Например, чемпион говорит, что использует Ваш инвентарь или носит обувь производства Вашей компании. Известная актриса рекомендует Вашу губную помаду. Вы бесплатно присылаете знаменитой личности свою продукцию (обязательно стильную и высококачественную!), а она за это благодарит в социальных сетях.
Японская Nikon подарила камеры самым влиятельным авторам социальных сетей, после чего пригласила их на музыкальный праздник Warner Sound Festival. Там знаменитости сделали эмоциональные фото участия в событиях, после чего опубликовали их на своих страницах. Это хороший пример того, как можно продавать через мега-инфлюенсеров.
Хотя, иногда даже рекомендации не нужны. Если Вам удастся организовать так, чтобы название Вашего ресторана упомянули в популярной песне или фильме, это принесет Вам значительные дивиденды! Будет похоже на китайский ресторан New Ho King в Торонто. После того, как их упомянули в музыкальной композиции Дрейка и Кендрика Ламара, количество посетителей значительно возросло.
Микроинфлюенсеры
Заботясь об использовании социальных доказательств, не следует забывать о таком весомом рычаге, как микроинфлюенсеры. Да, конечно, Ричард Гир имеет миллионы поклонников в социальной сети и его слова читают многие люди. Но какая-нибудь условная «тетя Оксана», стоящая на собственной кухне в домашних тапочках и имеющая всего две-три тысячи друзей, воспринимается как своя-своя, когда рассказывает, как ей удобно пользоваться новым блендером. И поэтому ее слова слушают хоть и не очень большое количество людей, зато с большим доверием. Это следует учитывать и не пренебрегать микроинфлюенсерами.
Вот пример микроинфлюенсера в Instagram — Настя Ткаченко. Известна своими юмористическими роликами, многие из которых «приправлены» саркастическими перчинками. Имеет 88 тысяч подписчиков, среднее вовлечение составляет 5-10 тысяч лайков.
Вообще, платформы социальных сетей являются мощным средством распространения социальных доказательств. Там можно размещать отзывы и клиентские рецензии, кейсы и рекомендации экспертов, рекламу с участием знаменитостей и микроинфлюенсеров и многое другое. По данным ranktracker.com, контент от пользователей в социальных сетях вызывает на 28% больший интерес, чем тот же контент в других ресурсах (comscore.com советует сочетать его с текстами от профессионалов, тогда превышение достигнет 35,3%). А маркетинг влияния, то есть привлечение экспертов и инфлюенсеров, по свидетельствам webpromoexperts.net, дает возможность на каждой вложенной гривне заработать 5,78 грн!
Конечно же, здесь перечислены не все способы использования социальных доказательств. Дополнительно можно было бы упомянуть пользовательский контент, рейтинги, освещение в прессе, показ достижений, сотрудничество с известным брендом, привлечение собственных сотрудников (как для создания фан-клуба, так и для показа, какая квалифицированная команда работает на каждого потребителя), знаки доверия (сертификат SSL и т. п.), публикация виджетов социальных сетей, показатель посещаемости сайта, участие в социальных программах и т. д., и т. п. Вот, например, как компания Starbucks показывает собственное участие в реализации социальных программ.
А вот как компания 1Password не только сообщает о наличии у нее сертификата SOC, но и дает ссылку для тех, кто желает в этом убедиться.
Особенности использования социальных доказательств в секторе В2В
В секторе В2В социальные доказательства работают так же эффективно, как и в В2С, поэтому и используются тоже на каждом шагу. И способы воздействия такие же, но есть разница в их силе. В частности, здесь не очень сильно работает одобрение от знакомых или родственников. Зато дают хорошие результаты размещение логотипов клиентов и Case Studies. Последний способ подразумевает метод исследования конкретного бренда в контексте реальных действий. То есть это подробное описание любого явления (в данном случае — компании, товара или услуги), которое сфокусировано на действиях, помогающих достичь желаемого результата.
В каждом рыночном сегменте В2В существуют свои особенности использования социальных доказательств. Например, SaaS-компании чаще других предоставляют бесплатные пробные периоды и стараются подбирать соответствующие соцдоказательства на каждом этапе пути покупателя. А медики много внимания уделяют экспертным высказываниям. Но в целом наиболее употребительные способы в В2В используются везде и с таким же успехом, как и в В2С.
Какими же тактиками лучше всего продвигаются социальные доказательства в секторе В2В? Статистические данные относительно наиболее используемых предоставляет сайт solutions.trustradius.com (цифры за 2020 год). Вот что говорят маркетологи о пяти наиболее эффективных.

solutions.trustradius.com
Несложно заметить, что почти половина продавцов считает лучшим действовать через рефералов. Другие способы, такие как персональные уведомления, события в онлайне или инвестиции в SEO, заметно отстают. Но и здесь следует помнить, что мнение маркетологов не всегда совпадает с убеждениями покупателей. Например, в том же источнике указано, что 42% продавцов считают чат-боты эффективным инструментом. Тогда как только 10% покупателей готовы что-то приобрести по подсказке чат-бота.

solutions.trustradius.com
Хотелось бы посоветовать маркетологам (которые, конечно же, и без нас все знают и советов не нуждаются) фразу «эту барсетку приобрели уже 234 клиента» вставлять только в персонализированные уведомления. Потому что вот как в секторе В2В относятся посетители к общим рассылкам.

solutions.trustradius.com
На сообщения «для всех» и «холодные» звонки совсем не обращают внимания соответственно 95% и 93% клиентов. Ну, не любят они «обобщения», что тут поделаешь! Каждому следует лично поклониться, к каждому — только по имени и по фамилии.
Как измерить эффективность внедрения социальных доказательств
Используя социальные доказательства, было бы неплохо знать, насколько это эффективно. Для этого желательно периодически рассчитывать несколько основных показателей. С их помощью можно понять, как внедренные способы меняют поведение посетителей:
- Коэффициент кликов CTR.
- Коэффициент конверсии.
- Коэффициент удержания клиентов.
- Время, проведенное посетителем на странице.
- Взаимодействие в социальных сетях.
- Отзывы и рейтинги покупателей.
- Уровень рекомендаций.
В последнем случае скорость, с которой потребители рекомендуют Вашу компанию другим, дает возможность понять, как соцдоказы влияют на «черезтинное радио». Кроме расчета коэффициентов желательно еще проводить более глубокий анализ, к которому относятся A/B-тестирование, опросы, составление карты пути клиента, когортный анализ ЦА по подгруппам и социальное прослушивание, то есть отслеживание онлайн-дискуссий и каналов в соцсетях. Последнее дает возможность узнать, как на самом деле, а не по статистике, воспринимают потребители ваши социальные доказательства. Также появляется возможность определить тенденции и разобраться, какие клиенты оказывают наибольшее влияние на аудиторию.
Этика использования социальных доказательств
Размышляя об этике использования социальных доказательств, нужно обратить внимание на два момента. Во-первых, нежелательно забывать польскую пословицу, согласно которой: «Что слишком — то не здраво!» Когда почти на каждой рекламе будет стоять фраза типа: «Этот парфюм приобрели ХХХ человек», то это, конечно, будет как-то влиять на читателя. Но человеческая психика имеет такую особенность, что когда ей что-то навязывают, она привыкает к этому до такой степени, что почти перестает обращать на это внимание. То есть перенасыщение рекламы социальными доказательствами заметно снижает их эффективность.
Во-вторых, в этом деле очень важна честность! В маркетинге есть выражение Fake Social Proof, которое означает введение аудитории в заблуждение за счет использования отзывов, написанных профессиональными копирайтерами, заказных обзоров, подтасованных рейтингов, фальшивых Case Studies и т. д. Это делается с целью показать клиентам, что продукт лучше или популярнее, чем он есть на самом деле.
Но ложь никто не любит!
Fake Social Proof, к сожалению, очень популярен среди маркетологов, и именно поэтому исследователи отслеживают заметное снижение уровня доверия посетителей к отзывам, оставленным их предшественниками. Все должно быть предельно честным! Иначе клиенты рано или поздно догадаются об обмане. И вообще, совсем не трудно набрать запрос в поисковике: «Как отличить настоящий отзыв от заказного». Материала на эту тему много и все объясняется достаточно квалифицированно.
Может ли социальное доказательство представлять опасность?
Если смотреть с точки зрения рядового потребителя, то от социального доказательства, на первый взгляд, только польза. Ну, действительно, не знаешь, брать какую-то вещь или нет, почитал отзывы и принял решение. На самом же деле главный недостаток заключается в создании манипулятивного влияния на человека. С его помощью возникает иллюзия популярности, которая побуждает того самого рядового к определенным действиям. Посетитель покупает то, что ему не очень нужно.

Social Proof
Социальное доказательство, примененное в политике, способно усилить эффект в том случае, когда большинство ошибается. Также негативное влияние, причем скрытое, проявится в том, что человек, который постоянно пользуется социальными доказательствами, постепенно теряет способность самостоятельно мыслить. Нет-нет, никто не возражает против того, чтобы собирать информацию о вещи, которую планируется приобрести. Но при этом не следует терять критического отношения к информации, тем более что неизвестно, насколько она искренняя, а отзывы вообще иногда пишут сами администраторы.
Как не поддаваться социальным доказательствам
Каждая уважающая себя личность должна выработать методику защиты от влияния толпы. Обычно она состоит из следующих элементов:
- Проверяйте информацию, ищите первоисточники. Если где-то написано, что «93 процента стоматологов рекомендуют…», то постарайтесь узнать, откуда рекламодатели это взяли. Посмотрите отзывы, опубликованные на независимых ресурсах или данные в официальных отчетах. Когда же найти не удается, то есть большая вероятность того, что цифра списана «с потолка».
- Не торопитесь. Когда видите объявление, в котором выдающийся политик (актер, артист, спортсмен, журналист, нужно подчеркнуть) рассказывает, какое удовольствие он получает от использования разрекламированной вещи, не совершайте импульсивных поступков. Ну это же он получает, а как будет у вас, то еще кто знает! Не покупайте ее раньше, чем на следующий день — именно это время минимально необходимо для принятия взвешенного решения.
- Обеспечьте себя надежными источниками информации, не потребляйте откровенно хайповый контент.
А главное — будьте личностью, а не «человеком толпы». Учитесь мыслить критически. Думайте: «Почему я хочу так поступить, потому что так делают все или мне действительно этого хочется?» Доверьтесь собственной логике, не спешите двигаться на рыночную площадь за бесплатными конфетами.
Вывод
Социальное доказательство — это мощный элемент маркетинга, поэтому его широко используют в большинстве рекламных средств. Он дает реальные и ощутимые результаты. Ситуации, когда человек не способен сразу принять решение и обращается к мнению других, возникают на каждом шагу. Создание системы, которая использует социальные доказательства, не только увеличивает уровень продаж, но и повышает лояльность целевой аудитории.
Но при этом стоит помнить, что главный аргумент — это лучший сервис и отличное качество товаров. Когда его не обеспечить, то все другие средства маркетинга будут иметь одноразовый результат. Человек приобретет продукт, разочаруется и после этого никакие фразы о том, что 93 процента что-то там рекомендуют, на него уже не повлияют.









































































