Для того, чтобы правильно определить и поставить цели команде — недостаточно просто указать направление движения. Наиболее распространенные методики — SMART и OKR. Что это такое, чем они отличаются и могут ли сосуществовать в одном проекте?
SMART — методика, которая позволяет конкретизировать любую цель или задачу. Это аббревиатура, которая расшифровывается как specific, measurable, attainable, relevant и time-bounded.
OKR — расшифровывается как Objectives and Key Results. Это система, которая подразумевает наличие большой глобальной цели и результатов, которые нужно достичь, чтобы хотя бы на 70% достичь этой цели.
Цели и задачи
Прежде всего стоит разобраться в чем цели отличаются от задач. Самый простой ответ: цель отвечает на вопрос “чего вы хотите?”, а задача — “что нужно сделать?”. “Увеличить продажи в два раза” — это цель. А “переместить месторасположение баннера на сайте” — это задача.
Цели могут быть как долгосрочными, так и краткосрочными. Долгосрочные определяют общий вектор движения проекта и задают ключевые показатели. Краткосрочные подходят для тактического планирования и действуют в рамках стратегического плана.
Если система SMART универсальна и подойдет для постановки совершенно любых целей, то OKR имеет смысл подстраивать под стратегические цели. Консультант Worksection Константин Коптелов утверждает, что лучше всего OKR-цели работают, если они запланированы не менее чем на квартал.
Цели по SMART
SMART — specific, measurable, attainable, relevant и time-bounded. Объясним на конкретном примере. Вы хотите ввести в компании еженедельные встречи персонала. Ваша цель может звучать как “собираться раз в неделю всей компанией для обсуждения проблем развития”. А вот как ее может видоизменить SMART-подход.
S — specific, конкретный
В какой конкретно день недели вы хотите делать встречи? Что именно на них должно обсуждаться?
M — measurable, измеримый
Сколько должна длиться каждая встреча? Кто именно должен на ней присутствовать?
A — attainable, достижимый
Насколько действительно реально собираться всей компанией каждую неделю? Возможно, у вас есть удаленные сотрудники, как они смогут это реализовать?
R — relevant, значимый
Зачем вообще собираться каждую неделю? Раньше этого не делали и все работало? В чем смысл?
T — time-bounded, дедлайн
Когда будет понятно, что эта инновация принесла результат? В какой момент стоит пересмотреть ее эффективность?
Если ответить на все эти вопросы, то цель станет выглядеть так:
“Внедрить еженедельные встречи. Они должны проходить каждый понедельник в 12:00 (Measurable). На них мы будем обсуждать планы на неделю (Specific). На встречах должны присутствовать все сотрудники, которые есть в городе, а остальные включаться по видеосвязи (Attainable). Это позволит наладить процессы в компании и избежать ошибок, которые мы допускаем из-за того, что не обсуждаем трудности совместно (Relevant). Спустя два месяца проанализируем насколько встречи улучшат работу команды (Time-bounded)”.
Такая цель сразу же определяет порядок ее реализации, ценность для компании и каждого сотрудника, а также временные рамки, которые позволят оценить ее важность для проекта.
Цели по OKR
OKR (Objectives and Key Results) — система, которая состоит из основных целей (objectives) и ключевых результатов (key results). Сейчас OKR часто внедряют как замену KPI — коэффициентам эффективности работы сотрудника. Это делается чаще всего потому что OKR направлены на улучшение показателей работы, а KPI — на их фиксирование.
OKR имеет свои правила и особенности. Достижение ключевых результатов определяется в процентах от желаемого показателя. Среднее арифметическое успехов всех целей представляет собой показатель достижения основной цели.
К примеру, цель — “Популяризовать кофейню Cofefe как наиболее изысканную в городе”
Ключевыми результатами будут:
- Сделать публикации о Cofefe в 10 топовых медиа.
- Дать 5 интервью на тему кофейной культуры и нового подхода бариста.
- Написать 4 статьи о выборе кофе, создании кофейных напитков и правилах употребления для социальных сетей кофейни.
- Завершить создание рекламного ролика для Instagram.
Задача | Результат | Успешность |
Сделать публикации о Cofefe в 10 топовых медиа. | 6/10 | 60% |
Дать 5 интервью на тему кофейной культуры и нового подхода бариста. | 2/10 | 20% |
Написать 4 статьи о выборе кофе, создании кофейных напитков и правилах употребления для социальных сетей кофейни. | 4/4 | 100% |
Завершить создание рекламного ролика для Instagram. | завершено на 3/4 | 75% |
Результат OKR | 63,75% |
Цели по OKR, согласно туториалу Google, должны соответствовать определенным требованиям:
- цель должна быть очень сложной, но все-таки достижимой.
- цели и результаты должна видеть вся команда.
- в идеале, результат по общей цели должен балансировать в районе 60-70%.
- плохие показатели могут означать, что цели поставлены неправильно.
Таким образом результат в 63,75% в целом считается удовлетворительным в контексте амбициозной OKR-цели.
Совмещение методик
Методики SMART и OKR можно совмещать в одном проекте. Если OKR будет задавать общий вектор развития, то благодаря SMART можно конкретизировать все конкретные шаги по достижению необходимых результатов.
Чтобы не запутаться в целях и задачах на помощь могут прийти системы управления проектами. К примеру, в Worksection система постановки целей продумана таким образом, что цели и задачи автоматически подгоняются под SMART, так как должны иметь исполнителя, проект и дедлайн. Для того, чтобы красиво и удобно визуализировать OKR может подойти приложение Weekdone.